Иноконфессиональные музыкальные цитаты в литургических и светских жанрах второй половины XVI — первой половины XIX в. и Credo Мессы h-moll И С. Баха

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.005

Иноконфессиональные музыкальные цитаты
в литургических и светских жанрах второй половины XVI — первой половины XIX в.
и Credo Мессы h-moll И С. Баха

Скачать pdf  .

Автор

Андрей Владимирович Денисов

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия denisow_andrei@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3344-8023

Аннотация

Исследование иноконфессиональных музыкальных цитат связано с решением ряда вопросов, среди которых на первом плане оказываются религиозно-этический и эстетический. Отдельно следует учитывать функциональный аспект: в ка ком контексте автор предполагал исполнение подобных сочинений. Показана историческая изменчивость обращения композиторов к иноконфессиональным цитатам: в XIX в. они все чаще стали возникать в светских жанрах (на первом месте — хорал “Dies Irae”). На конкретных примерах проанализированы причины, объясняющие их появление: внешние обстоятельства (заказ) — “Lauda Sion” Ф. Мендельсона; сочувственное / толерантное отношение автора к другой религии — “Veni Domine” Б. Гуаюля; решение определенных художественных задач — «Гугеноты» Дж. Мейербера; интерес к различным художественным / культовым традициям — фантазии на темы псалмов гугенотов Э. дю Корруа, ряд псалмов из “Estro poetico-armonico” Б. Марчелло, “Dixit Dominus” Г. Генделя; функционирование музыкального материала в «чужой» литургической практике — Траурный антем памяти королевы Каролины Г. Генделя. У композиторов, связанных с немецкой культурой, цитаты выполняли риторические функции; особое положение в этом плане занимает Credo из Мессы h-moll И. С. Баха. В статье рассматриваются первоисточник использованных в нем цитат, особенности их трактовки, а также соотношение с религиозной и художественной концепцией Мессы.

Благодарности: автор статьи выражает благодарность кандидату искусствоведения Ю. В. Москвиной за возможность знакомства с нотами мессы “Pater noster” Л. Дазера.

Ключевые слова: иноконфессиональный, цитата, литургический жанр, cantus firmus, культовые традиции, хорал

Для цитирования: Денисов А. В. Иноконфессиональные музыкальные цитаты в литургических и светских жанрах второй половины XVI — первой половины XIX в. и Credo Мессы h-moll И. С. Баха // 2024. Т. 16. № 4. С. 82–105. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.005

Статья поступила в редакцию: 15.05.2024; одобрена после рецензирования: 30.05.2024; принята к публикации: 14.10.2024; опубликована: 12.11.2024.

Список источников

[1] Друскин 1982 — Друскин М. C. И. С. Бах. Москва: Музыка, 1982. 383 с.

[2] Лютер 1994 — Мартин Лютер. О рабстве воли // Мартин Лютер. Избранные произведения / составитель-редактор А. П. Андрюшкин. Санкт-Петербург: Андреев и согласие, 1994. 427 с.

[3] Прокопьев 2008 — Прокопьев А. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555 1648. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 483 с.

[4] Серов 1988 — Серов А. Пятый, шестой и седьмой вечера Русского музыкального общества // Серов А. Н. Статьи о музыке: в 7 вып. Вып. 4: 1859–1860 / составление и комментарии Вл. Протопопова. Москва: Музыка, 1988. С. 208–215.

[5] Швейцер 2011 — Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / редактор Л. Г. Ковнацкая. Москва: Классика – XXI, 2011. 836 с.

[6] Яковенко 2022 — Яковенко Ю. Сефардские песнопения в сборнике Estro poetico armónico Бенедетто Марчелло // Бюллетень Международного центра «Искусство и образование». 2022. № 5. С. 247–256.

[7] Bonfils 1962 — Bonfils J. Les fantaisies instrumentales d’Eustache Du Caurroy // “Recherches” sur la musique francaise classique. II: 1961–1962. Paris, 1962., P. 5–29.

[8] Linden 1963 — Linden A. A propos du “Lauda Sion” de Mendelssohn // Revue belge de Musicologie / Belgisch Tijdschrift voor Muziekwetenschap. 1963. Vol. 17. № 1 / 4. Р. 124–125.

[9] Spohr 1865 — Louis Spohr’s Autobiography. London: Longman, Green, Longman, Roberts, & Green, 1865. 243 p.

[10] Selfridge-Field 2001 — Selfridge-Field E. Marcello, Benedetto Giacomo // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: Second edition: Vol. 15. Oxford Univer sity Press, 2001. Р. 809–811.

[11] Selfridge-Field 1990 — Selfridge-Field E. The music of Benedetto and Alessandro Marcello: a thematic catalogue with commentary on the composers, repertory, and sources. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 1990. 517 p.

Original article

Interconfessional Musical Quotations in Liturgical and Secular Genres
from the Second Half of the 16th Сentury to the First Half
of the 19th Century and the Credo from the Mass h-moll by J. S. Bach

Author

Andrei V. Denisov

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
denisow_andrei@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3344-8023

Abstract 

The study of interconfessional musical quotations is linked to the resolution of a number of questions, the most important of which are religious-ethical and aesthetic. The functional aspect should be considered separately: in what context did the author intend such works to be performed? The historical variability of composers’ recourse to interconfes sional quotations is shown: in the 19th century they began to appear more frequently in secu lar genres (first and foremost the chorale Dies Irae). Various examples are analysed to explain the reasons for the appearance of interconfessional quotations: external circum stances — Lauda Sion by F. Mendelssohn; sympathetic/tolerant attitude of the author towards another religion — Veni Domine by B. Hoyoul; solution of specific artistic tasks (for example, the depiction of another confession in the opera) — The Huguenots by G. Meyerbeer; interest in various artistic / cultic traditions — fantasies on the themes of Huguenot psalms by E. du Caurroy, a number of psalms from Estro poetico-armonico by B. Marcello, Dixit Dominus by G. Handel; functioning of musical material in foreign liturgical practice — Funeral Anthem in Memory of Queen Caroline by G. Handel. At the same time, for composers associated with German culture, quotations fulfilled rhetorical functions; the Credo from the Mass h-moll by J. S. Bach occupies a special place in this respect. The primary source of the quotations used in it, the peculiarities of their interpretation in the Mass and their correlation with its religious and artistic concept are examined.

Acknowledgments: The author would like to thank PhD Yulia V. Moskvina for the opportu nity to study the score of Missa Pater noster by L. Dazer

Keywords: interconfessional, quote, liturgical genre, cantus firmus, cult traditions, chorale

For citation: Denisov, Andrei V. Interconfessional Musical Quotations in Liturgical and Sec ular Genres from the Second Half of the 16th century to the First Half of the 19th Century and the Credo from the Mass h-moll by J. S. Bach. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 82–105. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.005

The article was submitted: 15.05.2024; approved after reviewing: 30.05.2024; accepted for publication: 14.10.2024; published: 12.11.2024.

References

[1] Druskin, Mikhail (1982). J. S. Bach [J. S. Bach]. Moscow: Muzyka, 383 p. (in Russian).

[2] Luther, Martin (1994). “O rabstve voli” [“On the slavery of the will”]. In Martin Luther, Izbrannye proizvedeniya [Selected works], editor Aleksandr P. Andryushkin. St. Pe tersburg: Andreev i soglasie, 427 p. (in Russian).

[3] Prokop’ev, Andrei (2008). Germaniya v epokhu religioznogo raskola. 1555–1648 [Germa ny in the Age of Religious Schism]. St. Petersburg: Izdatel’stvo Sankt-Peterburgskogo universiteta, 483 p. (in Russian).

[4] Serov, Aleksandr (1988). “Pyatyy, shestoy i sed’moy vechera Russkogo muzykal’nogo obshchestva” [“The Fifth, Sixth and Seventh Evenings of the Russian Musical Society”]. In Aleksandеr N. Serov, Stat’i o muzyke [Articles about Music]: in 7 Iss. Issue 4: 1859–1860, edition and commentaries by Vladimir Protopopov. Moscow: Muzyka, pp. 208–215 (in Russian).

[5] Schweitzer, Albert (2011). Johann Sebastian Bach [Johann Sebastian Bach], editor Liudmila G. Kovnatskaya. Moscow: Klassika – XXI, 836 p. (in Russian).

[6] Yakovenko, Yuliya (2022). “Sefardskie pesnopeniya v sbornike Estro poetico-armónico Benedetto Marchello” [“Sephardic chants in the collection Estro poetico-armónico by Benedetto Marcello”]. In Byulleten’ Mezhdunarodnogo tsentra “Iskusstvo i obrazovanie” [Bulletin of the International Center “Art and Education”]. 2022. No. 5, pp. 247–256 (in Russian).

[7] Bonfils, Jean (1962). “Les fantaisies instrumentales d’Eustache Du Caurroy”. In «Recherches» sur la musique francaise classique. II: 1961–1962. Paris, pp. 5–29.

[8] Linden, Albert van der. A propos du “Lauda Sion” de Mendelssohn. In Revue belge de Musicologie / Belgisch Tijdschrift voor Muziekwetenschap. 1963. Vol. 17. No. 1 / 4, pp. 124–125.

[9] Spohr, Louis (1865). Louis Spohr’s Autobiography. London: Longman, Green, Longman, Roberts, & Green, 243 p.

[10] Selfridge-Field, Eleanor (2001). Marcello, Benedetto Giacomo. In The New Grove Dic tionary of Music and Musicians: Second edition: Vol. 15. Oxford University Press, pp. 809–811.

[11] Selfridge-Field, Eleanor (1990). The music of Benedetto and Alessandro Marcello: a the matic catalogue with commentary on the composers, repertory, and sources. Oxford: Clarendon Press; New York: Oxford University Press, 517 p.