Баховская фуга cis-moll (ХТК I) в метротектонических планах Г. Э. Конюса

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.010

Баховская фуга cis-moll (ХТК I) в метротектонических планах Г. Э. Конюса

Скачать pdf  .

Автор

Лариса Львовна Гервер

Российская академия музыки имени Гнесиных, Москва, Россия
ll3232@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6796-3299

Аннотация

Метротектонический метод Георгия Эдуардовича Конюса известен в основном по его теоретическим трудам. Однако не меньшее значение имеет до настоящего времени не изученная практическая часть научного наследия ученого, представленная обширной коллекцией планов (названных по аналогии с архитектурны ми планами). Планы — изобретения Конюса, позволяющие осуществить подробную фиксацию музыкальной формы при помощи чисел, графических фигур, а в некоторых случаях и особым образом распределенного нотного текста. Избрав для изучения кол лекцию планов 48 фуг ХТК Баха, автор настоящей статьи предлагает систематизацию планов, показывая различие аналитических подходов в каждом из трех выявленных типов. Материалом статьи послужили восемь планов баховской фуги cis I: наличие среди них неправильного (по оценке Конюса) и гарантированно правильного (опубликованного Конюсом) вариантов анализа дало возможность посредством их детального сравнения в какой-то мере приблизиться к пониманию механизмов метротектонического анализа, прояснив, в частности, роль «точек рассечения» музыкального целого.

Ключевые слова: метротектоническая теория и практика, метротектонические планы, архитектурные аналогии, точки рассечения

Для цитирования: Гервер Л. Л. Баховская фуга cis-moll (ХТК I) в метротектонических планах Г. Э. Конюса // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 4. С. 208–224. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.010

Статья поступила в редакцию: 10.09.2024; одобрена после рецензирования: 23.09.2024; принята к публикации: 14.10.2024; опубликована: 12.11.2024.

Список источников

[1] Гершкович 1991 — Гершкович Ф. М. Bach, Fuga cis-moll // Гершкович Ф. М. О музыке: [Статьи, заметки, письма, воспоминания] / [Вступ. ст. Л. Гофмана]. Москва: Советский композитор, 1991. Электронная копия: Wikilivres.ru, 2024. URL: https://wikilivres.ru/Fuga_cis-moll_(Гершкович) (дата обращения: 12.11.2024).

[2] Конюс 1933 — Конюс Г. Э. Как исследует форму музыкальных организмов метро-тектонический метод: Научное сообщение, ил. 46 графич. препарированными нотными примерами из различных муз. произведений. Москва: Гос. муз. изд-во, 1933. 36 с. (Проблемы музыкознания. Теоретическая библиотека).

[3] Конюс 1924 — Конюс Г. Э. Метро-тектоническое разрешение проблем музыкальной формы // Музыкальная культура. 1924. № 1. С. 36–41, 95, 96.

[4] Конюс 1935 — Конюс Г. Э. Научное обоснование музыкального синтаксиса (К изучению вопроса). Москва: Гос. муз. изд-во, 1935. 32 с.

[5] Конюс 1965 — Конюс Г. Э. Adagio sostenuto сонаты Бетховена ор. 27, № 2 в метро тектоническом освещении // Конюс Г. Э. Статьи, материалы, воспоминания. [К 100-летию со дня рождения] / сост. и примеч. Г. Л. Головинского. [Москва : Музыка, 1965]. С. 97–109.

[6] Лыжов, Холопов 2006 — Лыжов Г. И. / По материалам Ю. Н. Холопова. Теория метротектонизма Г. Э. Конюса // Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г., Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. Москва: Композитор, 2006. С. 395–410.

[7] Шкапа 2006 — Шкапа Е. А. Теория метротектонизма Георгия Эдуардовича Конюса: ее место в истории музыкальной науки и возможности применения: дис. ... канд. иск.: 17.00.02 / Московская гос. консерватория, Москва, 2006. 278 с.

Original article

The Metrotechtonic Plans of Georgi Conus for Bach’s C Sharp Minor Fugue from WTK 1

Author

Larisa L. Gerver

Gnesin Russian Academy of Music, Moscow, Russia
ll3232@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-6796-3299

Abstract 

The metrotechtonic method of Georgi Eduardovich Conus is known mainly from his theoretical works. However, the hitherto unexplored practical part of his scientific legacy, represented by an extensive collection of plans (named in analogy to architectural plans), is no less important. Plans are Conus’s inventions that allow the detailed fixation of musical form by means of numbers, graphic figures and, in some cases, specially distributed musical notation. Having chosen to study a collection of plans for 48 fugues from Bach’s Wohl Temperiertes Klavier, the author of this article proposes a systematisation of the plans, showing the different analytical approaches in each of the three types identified. The material for this article consists of eight plans of Bach’s Fugue in C sharp minor I: thanks to the presence among them of incorrect (according to Conus’s assessment) and guaranteed correct (published by Conus) variants of analysis, their detailed comparison has made it possible to come a little closer to understanding the mechanisms of metrotechtonic analysis, clarifying in particular the role of the “incision points” of the musical whole.

Keywords: theory and practice of the metrotechtonicism, metrotechtonical plans, architectural analogies, incision points

For citation: Gerver, Larisa L. The Metrotechtonic Plans of Georgi Conus for Bach’s C Sharp Minor Fugue from WTC 1. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 208–224. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.010

The article was submitted: 10.09.2024; approved after reviewing: 23.09.2024; accepted for publication: 14.10.2024; published: 12.11.2024.

References

[1] Herschkowitz, Philipp (1991). “Bach, Fuga cis-moll.” In Herschkowitz, Philipp. O muzyke: Stat’i, zametki, pis’ma, vospominaniya [On Music: Articles, Notes, Memoirs], fore word by Leonid Gofman. Moscow: Sov. kompozitor (in Russian). Digital copy: Wikilivres.ru, 2024. Available at: https://wikilivres.ru/Fuga_cis-moll_(Гершкович) (accessed: 12.11.2024).

[2] Conus, Georgi E. (1933). Kak issleduet formu muzykal’nykh organizmov metrotektoni cheskiy metod: Nauchnoe soobshchenie, illyustrirovannoe 46 graficheskimi prepariro van nymi notnymi primerami iz razlichnykh muzykal’nykh proizvedeniy [How the Metrotechtonic Method Studies the Form of Musical Organisms : Research Report Illustrated with 46 Graphically Prepared Examples from Different Musical Compositions], Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 36 р. (in Russian). (Problemy muzykoznaniya. Teoreticheskaya biblioteka [Problems of musicology. T heoretical library]).

[3] Conus, Georgi E. (1924). “Metro-tektonicheskoe razreshenie problem muzykal’noy formy” [“Metrotechtonic Solutions of the Musical Form Issues”]. In Muzykal’naya kul’tura [Musical Culture]. 1924, no. 1, pp. 36–41, 95, 96 (in Russian).

[4] Conus, Georgi E. (1935). Nauchnoe obosnovanie muzykal’nogo sintaksisa (K izucheniyu voprosa) [Scientific Grounding of the Musical Syntax (Towards the study of the issue)]. Moscow: Gosudarstvennoe muzykal’noe izdatel’stvo, 32 р. (in Russian).

[5] Conus, Georgi E. (1965). “Adagio sostenuto sonaty Beethovena op. 27, nо. 2 v metro-tektonicheskom osveshchenii” [“Adagio sostenuto from Beethoven’s Sonata op. 27, no. 2 in the Metrotechtonic Illumination”]. In Georgi E. Conus, Stat’i, materialy, vospominaniya (K 100-letiyu so dnya rozhdeniya) [Articles, Materials, Memoirs (Towards the 100th Birthday Anniversary)], edition and footnotes by Gregory L. Golovinsky, Moscow: Muzyka, pp. 97–109 (in Russian).

[6] Lyzhov, Grigoriy I. & Kholopov, Yuri N. (2006). “Teoriya metrotektonizma G. E. Conusa” [“Metrotechtonicism by Georgi E. Conus”]. In Yuri N. Kholopov, Larissa V. Kirillina, Tatyana S. Kyuregyan, Grigoriy I. Lyzhov, Rimma L. Pospelova, Valeriya S. Tsenova, Muzykal’no-teoreticheskie sistemy. Uchebnik dlya istoriko-teoreticheskikh i kompozitorskikh fakul’tetov muzykal’nykh vuzov [Musical-Theoretical Systems. A Program for Higher Education, Majors in Composition and Music Scholarship]. Moscow: Kompozitor, pp. 395–410 (in Russian).

[7] Shkapa, Ekaterina A. (2006). Teoriya metrotektonizma Georgiya Eduardovicha Konyusa: ee mesto v istorii muzykal’noy nauki i vozmozhnosti primeneniya [The Theory of the Metrotechtonicism by Georgi E. Conus: Its Place in the History of Musicology and Applying Possibilities]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Moscow State Con servatory, responsible organization. Moscow, 278 р. (in Russian, unpublished).