Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.002
Миф о Бахе в популярной культуре
Автор
Марина Григорьевна Рыцарева
Университет имени Бар-Илана, Рамат-Ган, Израиль
mritzarev@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9508-0872
Аннотация
В статье рассматриваются два параллельно складывавшихся типа жизнеописаний великих композиторов и конкретно Иоганна Себастьяна Баха: адресованный широкому кругу любителей музыки и научный, предназначенный главный образом профессионалам-музыковедам. Принципиальные отличия между ними заключаются в их воздействии на читателя — эмоциональном в популярно-художественных интерпретациях и рациональном в научных исследованиях. Это определяет отношение к фактам: свободное в одном слое культуры и строгое — в другом. Оба типа подвержены веяниям времени: популярный в большей степени, научный — в меньшей. Поскольку биографика сформировалась в XIX в. под влиянием романтизма с его куль том одинокого и страдающего художника, романтический пафос остался доминирующим в художественных интерпретациях биографии Баха. Растущая популярность музыки Баха в последней четверти XX в., в частности в связи с 300-летней годовщиной со дня его рождения, совпала с появлением в 1990-е гг. работ Кристофа Вольфа, получивших большую известность и отмеченных влиянием постмодернизма, стимулирующего тотальный пересмотр установившихся в баховедении концепций. Дух сенсационности его открытий, нередко спорных, заметно повлиял на популярно- художественные интерпретации жизни Баха. Различия устанавливаются при сравнении произведений, созданных в традиционно романтическом ключе (пьеса Пауля Барца «Возможная встреча» и четырехсерийного телефильма “Johann Sebastian Bach” (ГДР — Венгрия, оба — 1985), с фильмом “Mein Name ist Bach” (Германия-Швейцария, 2003). Сравнение сфокусировано на эпизоде импровизации Баха на тему короля Фридриха II в 1747 г.
Ключевые слова: Иоганн Себастьян Бах, популярная культура, Кристоф Вольф, Фридрих II, биографика, импровизация на тему Короля, “Mögliche Begegnung der Herren Bach und Händel”, “Johann Sebastian Bach”, “Mein Name ist Bach”
Для цитирования: Рыцарева М. Г. Миф о Бахе в популярной культуре // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 4. С. 28–41. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.002
Статья поступила в редакцию: 01.07.2024; одобрена после рецензирования: 22.07.2024; принята к публикации: 14.10.2024; опубликована: 12.11.2024.
Список источников
[1] Милка 1999 — Милка А. П. «Музыкальное приношение» И. С. Баха: К реконструкции и интерпретации. Москва: Музыка, 1999. 250 с.
[2] Милка 2001 — Милка А. П. Драка у Длинного камня // Милка А., Шабалина Т. Занимательная бахиана. О знаменитых эпизодах из жизни Иоганна Себастьяна Баха и некоторых занятных недоразумениях. Вып. 2. Второе изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2001. С. 99–134.
[3] Милка 2009 — Милка А. П. «Искусство фуги» И. С. Баха: к реконструкции и интерпретации. Санкт-Петербург: Композитор • Санкт-Петербург, 2009. 456 с.
[4] Милка 2024 — Милка А. П. «Долой самодержавие!» — воскликнул И. С. Бах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2024. Том. 14. № 4. C. 638–648. https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.401
[5] Botwinick 2004 — Botwinick, S. From Ohrdruf to Mühlhausen: A subversive reading of Bach’s relationship to authority // BACH: Journal of the Riemenschneider Bach Institute. XXXV/2, 2004. P. 1–59.
[6] Wolff 1991 — Wolff, Ch. Apropos the Musical Offering: The Thema Regium and the term Ricercar // Wolff Ch. Bach: Essays on his Life and Music. Cambridge, 1991. P. 324–331.
Original article
The Bach Myth in Popular Culture
Author
Marina G. Ritzarev
Bar-Ilan University, Ramat Gan, Israel
mritzarev@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-9508-0872
Abstract
The article considers two parallel types of biographies of great composers, and Jo hann Sebastian Bach in particular: one popular/artistic, aimed at a wide range of music lov ers, and the other scholarly, aimed primarily at professional musicologists. The fundamental difference between the two lies in their effect on the reader — emotional in the popular / artistic interpretation and rational in the scientific research. This determines the attitude to the facts: free in the popular / artistic stratum of culture and strict in the other. Both types are subject to the fashions of the time: popular to a greater extent, scientific to a lesser ex tent. Because 19th-century biography was shaped by Romanticism, with its cult of the lone ly and suffering artist, Romantic pathos remained dominant in artistic interpretations of Bach’s biography. The growing popularity of Bach’s music that began in the last quarter of the 20th century, particularly in connection with the 300th anniversary of his birth, coincided with the ap pearance in the 1990s of Christoph Wolff’s highly acclaimed works, which were marked by the influence of postmodernism and stimulated a total revision of established concepts in Bach studies. The sensationalist spirit of his discoveries, often controversial, has had a marked influence on popular and artistic interpretations of Bach’s life. Differences are identified by comparing works created in a traditionally Romantic vein (Paul Bartz’s play Ein mögliches Treffen and the four-part television film Johann Sebastian Bach (East Germa ny — Hungary, both 1985) with the film Mein Name ist Bach (West Germany — Switzerland, 2003). The comparison focuses on an episode featuring Bach’s improvisation on a theme by King Friedrich II in 1747.
Keywords: Johann Sebastian Bach, popular culture, Christoph Wolff, genre of artistic biography, Friedrich II, Improvisation on the King’s theme, «Mögliche Begegnung der Herren Bach und Händel», «Johann Sebastian Bach», «Mein Name ist Bach»
For citation: Ritzarev, Marina G. The Bach Myth in Popular Culture. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 4. Р. 28–41. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.4.002
T he article was submitted: 01.07.2023; approved after reviewing: 22.07.2024; accepted for publication: 14.10.2024; published: 12.11.2024.
References
[1] Milka, Anatoly P. (1999). “Muzykal’noe prinoshenie” J. S. Bach’a: K rekonstruktsii i inter pretatsii [J. S. Bach’s “Musical Offering”: To reconstruction and redevelopment]. Moscow: Musica, 250 р. (in Russian).
[2] Milka, Anatoly P. (2001). “Draka u Dlinnogo kamnya” [“Long Stone fight”]. In Ana toly P. Milka & Tatiana V. Shabalina. Zanimatel’naya bakhiana. O znamenitykh epi zodakh iz zhizni Johanna Sebastiana Bach’a i nekotorykh zanyatnykh nedorazumeni yakh [Amusing Bachianas. About famous episodes from the life of Johann Sebastian Bach and some interesting misunderstandings]. Vol. 2. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Petersburg, рр. 99–134 (in Russian).
[3] Milka, Anatoly P. (2009). “Iskusstvo fugi” J. S. Bach’a: k rekonstruktsii i interpretatsii [Johann Sebastian Bach’s “The Art of Fugue”: To reconstruction and redevelopment]. St. Petersburg: Kompozitor • Sankt-Peterburg, 456 р. (in Russian).
[4] Milka, Anatoly P. (2024). “ ‘Doloy samoderzhavie!’ — Voskliknul J. S. Bach” [“Let’s get out of the jungle! — Еxclaimed Johann Sebastian Bach”]. In Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Iskusstvovedenie [Vestnik of Saint Petersburg University. Arts]. 2024. Vol. 14, no. 4, pp. 638–648 (in Russian). https://doi.org/10.21638/spbu15.2024.401
[5] Botwinick, Sara (2004). “From Ohrdruf to Mühlhausen: A subversive reading of Bach’s relationship to authority”. In BACH: Journal of the Riemenschneider Bach Institute. 2004. Vol. XXXV / 2, рр. 1–59.
[6] Wolff, Christoph (1991). “Apropos the Musical Offering: The Thema Regium and the term Ricercar”. In Christoph Wolff, Bach: Essays on his Life and Music. Cambridge, рр. 324–331.