Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.004
Расшифровка и транснотация древнерусских песнопений в XIX — начале ХХ века
Автор
Нина Борисовна Захарьина
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, России
zakharina@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9511-7794
Аннотация
Расшифровка древнерусских церковных песнопений, записанных невменной нотацией, началась в XIX в. Основной корпус знаменного распева был издан св. Синодом в нотации, называемой киевской. Синодальные певческие книги использовались в церковной службе, примеры из изданий включались в учебники, формируя представления об истории русской музыки. Однако невменные рукописи содержали и некоторые песнопения других стилей. Стихиры путного роспева, приписываемые Ивану Грозному, записанные в рукописи руки Логина Шишелова с необычной нотацией, были обнаружены архимандритом Леонидом и расшифрованы И. А. Фортовым и Д. В. Разумовским. Последние читали знаки нотации Логина в соответствии с традицией знаменных и демественных знаков, существовавшей в XIX в. среди старообрядцев. В результате образец, приводимый многими исследователями, не относится к путевому стилю, а представляет собой фортовский вариант стихир. В начале XX в. А. Д. Кастальский расшифровал песнопения знаменного распева для хорового исполнения. Эти мелодии — скорее произведение композитора, нежели научная реконструкция. В обоих упомянутых случаях сохраняется структура древнерусского песнопения, но музыкальные интонации по стилистике напоминают о XIX в. Структура напева (повторение музыкальных формул, места мелизматических формул) является важной частью музыкального канона, сохраняющейся в различных стилистических и авторских или местных вариантах песнопений. Когда музыканты XIX в. расшифровывали средневековые невмы, фактически они создавали авторские варианты песнопений, согласно законам средневекового композиторского творчества.
Ключевые слова: древнерусские певческие нотации, расшифровка, транснотация, невма, стихира
Для цитирования: Захарьина Н. Б. Расшифровка и транснотация древнерусских песнопений в XIX — начале ХХ века // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 3. С. 66–83. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.004
Статья поступила в редакцию: 15.03.2024; одобрена после рецензирования: 10.04.2024; принята к публикации: 20.06.2024; опубликована: 10.09.2024.
Список источников
[1] Гарднер 1971 — Гарднер И. А. О синодальных богослужебных певческих книгах и о пении по ним // Православный путь: Церков.-богосл.-филос. ежегодник. Джорданвилль: Holy Trinity Russian Orthodox monastery, 1971. С. 108–119.
[2] Гарднер 1998 — Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной Церкви. Сущность. Система. История. Сергиев Посад: МДА, 1998. Том 1. 592 с.
[3] Зверева 1987 — Зверева С. Г. К проблеме расшифровки знаменной нотации конца XVII−XVIII вв. // Проблемы дешифровки древнерусских нотаций. Ленинград: ЛОЛГК, 1987. С. 73–89.
[4] Зверева 1999 — Зверева С. Г. Александр Кастальский. Идеи. Творчество. Судьба. Москва: Вузовская книга, 1999. 240 с. (Русская духовная музыка в документах и материалах).
[5] Зверева 2013 — Зверева С. Г. Кастальский // Православная энциклопедия / под общ. ред. Патриарха Моск. и всея Руси Кирилла. Москва: Православная энциклопедия, 2013. Том 31. С. 581–585.
[6] Леонид 1886 — Леонид, архимандрит (Кавелин Л. А.). Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна Деспота Российского / Сообщил архимандрит Леонид. Санкт-Петербург: ОЛДП, 1886. 61 с. (Памятники древней письменности и искусства; 63).
[7] Одоевский 2002 — Одоевский В. Ф. К вопросу о древнерусском песнопении // Русская духовная музыка в документах и материалах. Москва: Языки славянской культуры, 2002. Том 3. С. 50–60.
[8] Парфентьева, Парфентьев 2015 — Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы пресвятой Богородицы // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. Том. 15. № 4. С. 83–99.
[9] Поспелова 2003 — Поспелова Р. Л. Западная нотация XI−XIV веков: Основные реформы. Москва: Композитор, 2003. 411 с.
[10] Смоленский 1901 — Смоленский С. В. О древне-русских певческих нотациях. Санкт-Петербург: ОЛДП, 1901. 120 c. (Памятники древней письменности и искусства; 145).
[11] Разумовский 1886 — Разумовский Д. В. Теория и практика церковного пения для воспитанников Московской консерватории / сост. проф. истории церк. пения в Моск. консерватории прот. Димитрий Разумовский. Москва: [Типография О. Гербека], 1886. [4], 174 с. (Богослужебное пение православной Греко-Российской церкви; 1).
[12] Ряжский 1890 — Ряжский А. Д. Учебник церковного пения: Мелодическое пение. Ч. 1-я, практическая. Ч. 2-я. Теоретическая / сост. А. Ряжский. Москва: Синод. тип, 1890. 107 с.
[13] Успенский 1971 — Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. Изд. 2. Москва: Советский композитор, 1971. 622 с., XXXIV с.
[14] Шляпкин 1898 — Шляпкин И. А. Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени. [Санкт-Петербург]: ОЛДП, 1898. 146 с. (Памятники древней письменности и искусства; 228).
Original article
Deciphering and Transnotation of Old Russian Church Chants
in the 19th — Early 20th Centuries
Author
Nina B. Zakharina
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Russia
zakharina@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-9511-7794
Abstract
Deciphering and transnotation of Old Russian church chants in the 19th — early 20th centuries. The deciphering of church hymns with neumatic notation started in the XIX c. T he basic corpus of znamenny chant was printed by Holy Synod with with a five-line square, so-called kievan, notation. Synodal chant books were used at church service. Examples ex tracted fron these books were included into manual, forming ideas about the history of Rus sian music. Some hymns of other styles were discovered in neumatic manuscripts. Stichera of putny rospev attributed to Ivan the Terrible and written by the hand of Loguin Shishelov with unusual notation were discovered by Archimandrite Leonid and were deciphered by I. For tov and D. Razumovsky. The latters read Loguin’s neumes according to tradition of znamen ny and demestvenny neumes used in 19th c. among Old-Believers. As a result, the example cited by many scholars does not refer to the putny style, but is a Fortov’s version of the sti chera. In the early 20th c. А. Kastalsky deciphered hymns of znamenny chant for the choral performance. These tunes are composer’s work rather than scientific reconstraction. In both cases the structure of old Russian chant is preserved, but the musical intonations reflect the 19th century ideas. The structure of hymn (repetitions of musical parmulas, places of melis matic formulas) is important part of musical canon, that ia preserved in various stylistic and authorial or local versions of hymns. When musicians of the 19th c. deciphered medieval neumes, in fact, they created author’s versions of chants, according to the rules of medieval composer’s creativity.
Keywords: Old Russian chant notations, deciphering, transnotation, neuma, stichera
For citation: Zakharina, Nina B. Deciphering and Transnotation of Old Russian Church Chants in the 19th — Early 20th Centuries. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 3. Р. 66–83. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.004
The article was submitted: 15.03.2024; approved after reviewing: 10.04.2024; accepted for publication: 20.06.2024; published: 10.09.2024.
References
1] Gardner, Ivan A. (1971). “O sinodal’nykh bogosluzhebnykh pevcheskikh knigakh i o penii po nim” [“On synodal liturgical chant books and on singing from them”]. In Pravoslavnyy put’ [Orthodox path]. Jordanville: Holy Trinity Russian Orthodox monastery, pp. 108–119 (in Russian).
[2] Gardner, Ivan A. (1998). Bogosluzhebnoe penie russkoy pravoslavnoy Tserkvi. Sushchnost'. Sistema. Istoriya [Liturgical chant of the Russian Orthodox Church: Essence. System. History]. Sergiev Posad: MDA. Vol. 1. 592 p. (in Russian).
[3] Zvereva, Svetlana G. (1987). “K probleme rasshifrovki znamennoy notatsii kontsa XVII– XVIII vv.” [“On the problem of deciphering of znamenny notation of the late 17th — early 18th cc.”] In Problemy deshifrovki drevnerusskikh notatsiy [Problems of the deciphering of Old Russiasn notations]. Leningrad: LOLGK, pp. 73–89 (in Russian).
[4] Zvereva, Svetlana G. (1999). Alexander Kastalsky. Idei. Tvorchestvo. Sud’ba [Alexander Kastalsky. Ideas. Creation. Fate]. Moscow: Vuzovskaya kniga, 240 p. (Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh [Russian sacred music in documents and materials]). (In Russian).
[5] Zvereva, Svetlana G. (2013). “Kastalsky” [“Alexander Kastalsky”]. In Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox encyclopedia]. Moscow: Pravoslavnaya entsiklopediya, Vol. 31, pp. 581–585 (in Russian).
[6] Leonid, arkhimandrit (Kavelin, Lev A.) (1886). Stikhiry, polozhennye na kryukovye noty. Tvorenie tsarya Ioanna Despota Rossiyskogo [Stichera set to neumes. Creation of Tsar John Despot of Russia]. St. Petersburg: OLDP, 61 p. (Pamyatniki drevney pis’mennosti i iskusstva [Monuments of ancient writing and art]; 63) (In Russian).
[7] Odoevskiy, Vladimir F. (2002). “K voprosu o drevnerusskom pesnopenii” [“On the issue of ancient Russian chant”]. In Russkaya dukhovnaya muzyka v dokumentakh i materialakh [Russian sacred music in documents and materials]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury, pp. 50–60 (in Russian).
[8] Parfent’eva, Natalya V. & Parfent’ev, Nikolay P. (2015). “Stikhiry ‘na podoben’ tsarya Ivana Groznogo v chest’ Vladimirskoy ikony presvyatoy Bogoroditsy” [“Tsar Ivan the Terrible Stichera ‘on the model’ in honor of the Vladimir Icon of the Blessed Virgin Mary”]. In Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya “Sotsial’no-gumanitarnye nauki” [Bulletin of the South Ural State University. Series “Social and Humanitarian Sciences”]. Vol. 15, no. 4 (2015), pp. 83–99 (in Russian).
[9] Pospelova, Rimma L. (2003). Zapadnaya notatsiya XI−XIV vekov: Osnovnye reformy [Western notation of the 11th–14th centuries: Basic reforms]. Moscow: Kompozitor, 411 p. (in Russian).
[10] Smolenskiy, Stepan V. (1901). O drevne-russkikh pevcheskikh notatsiyakh [On ancient Russian chant notations]. St. Petersburg: OLDP, 120 p. (Pamyatniki drevney pis’mennosti i iskusstva [Monuments of ancient writing and art]; 145). (In Russian).
[11] Razumovskiy, Dmitriy V. (1886). Teoriya i praktika tserkovnogo peniya dlya vospitannikov Moskovskoy konservatorii [Theory and practice of the church singing for pupils of Moscow conservatory]. Moscow: [Tipografiya O. Gerbeka], 174 p. (Bogosluzhebnoe penie pravoslavnoy Greko-Rossiyskoy tserkvi [Liturgical singing of the Orthodox Greek-Russian Church]; 1). (In Russian).
[12] Ryazhskiy, Aleksandr D. (1890). Uchebnik tserkovnogo peniya: Melodicheskoe penie [The manual of the church singing: Melodic singing]. Moscow: Sinodal’naya tipografiya, 107 p. (in Russian).
[13] Uspenskiy, Nikolay D. (1971). Drevnerusskoe pevcheskoe iskusstvo [Old Russian chant art]. Ed. 2. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 622, XXXIV pp. (in Russian).
[14] Shlyapkin, Ilya A. (1898). Tsarevna Natalya Alekseevna i teatr ee vremeni [Tsarevna Natalya Alekseevna and the theater of her time]. [St. Petersburg]: OLDP, 146 p. (Pamyatniki drevney pis’mennosti i iskusstva [Monuments of ancient writing and art]; 228). (In Russian).