Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.002
«Бах <...> стоит для меня в центре всего»:
диалог эпох и стилей в киномузыке А. Г. Шнитке
Автор
Мэгуми Ханья
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
megumi.nitta.shamo@gmail.com, https://orcid.org/0009-0005-5999-6097
Аннотация. Настоящая публикация является продолжением исследований автора, посвященных рецепции музыки Иоганна Себастьяна Баха в творчестве Альфреда Гарриевича Шнитке. Проблема рассматривается на основе наименее изученной области наследия композитора — его музыки к анимационным фильмам Андрея Юрьевича Хржановского (род. 1939). Показано, что наряду с цитированием произведений немецкого мастера выразительными средствами художественного диалога с творчеством и эпохой И. С. Баха для Шнитке служили такие композиционные приемы, как квазицитата и стилизация. В статье выявлены основные идеи и формы усвоения стиля лейпцигского мастера, прослежена эволюция этого пути, приведшая к органичному претворению многих его композиторских приемов и переосмыслению символики баховских мотивов. Работа построена на анализе автографов партитур Шнитке, хранящихся в нотной библиотеке Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, и архивных источников, на воспоминаниях композитора и режиссера о создании кинолент, а также интервью с Хржановским в беседах с автором статьи в январе 2023 г.
Благодарности: автор статьи выражает благодарность сотрудникам нотной библиотеки Российского государственного симфонического оркестра кинематографии и его художественному руководителю, главному дирижеру Сергею Ивановичу Скрипке за разрешение изучения автографов партитур А. Г. Шнитке. Автор особо признателен Андрею Юрьевичу Хржановскому за личное общение и ценные сведения, полученные в интервью 26–30 января 2023 г
Ключевые слова: Альфред Гарриевич Шнитке, Иоганн Себастьян Бах, Андрей Юрьевич Хржановский, имитация стиля, квазицитата, стилизация, киномузыка
Для цитирования: Мэгуми Ханья. «Бах <...> стоит для меня в центре всего»: диалог эпох и стилей в киномузыке А. Г. Шнитке // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 3. С. 28–51. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.002
Статья поступила в редакцию: 05.12.2023; одобрена после рецензирования: 20.12.2023; принята к публикации: 20.06.2024; опубликована: 10.09.2024.
Список источников
[1] Бедерова 2022 — Бедерова Ю. А. Книга о музыке. Москва: ACT: Corpus, 2022. 768 с.
[2] Берков 1971 — Берков В. О. Формообразующие средства гармонии. Аккорд. Лейт-гармония. Секвенция. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Советский композитор, 1971. 343 с.
[3] Ивашкин 2015 — Беседы с Альфредом Шнитке / сост. А. В. Ивашкин. Москва: Классика – XXI, 2015. 320 с.
[4] Ляхова 1978 — Ляхова Т. Л. Сарабанда // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Москва: Советская энциклопедия; Советский композитор, 1978. Т. 4. С. 848–850.
[5] Нейман 2014 — Нейман М. Ф. История одного интервью // Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе / авт.-сост. А. Ю. Хржановский. Москва: Arcadia, 2014. С. 371–377.
[6] Нитта-Ханья 2021 — Нитта-Ханья М. Б. Л. Яворский и А. Швейцер в баховедении: На основе записей С. Н. Ряузова // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2021. № 4 (14). С. 71–77.
[7] Стравинский 1988 — Стравинский И. Ф. И. Стравинский — публицист и собеседник / ред.-сост. В. П. Варунц. Москва: Советский композитор, 1988. 504 с.
[8] Ханья 2023 — Ханья М. Музыка А. Г. Шнитке для фильма А. Ю. Хржановского «В мире басен»: К проблеме полистилистики // Временник Зубовского института. 2023. №2 (41). С. 9–31.
[9] Ханья 2024 — Ханья М. И. С. Бах — А. Г. Шнитке: Цитата как форма диалога в музыке анимационного кино // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1. С. 76–97. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.004
[10] Хржановский 1999 a — Хржановский А. Ю. На пути к Пушкину // Тайны пушкинского слова / сост. А. Р. Романенко. Москва: Московский детский фонд, Тид Континент-Пресс, 1999. С. 208–221.
[11] Хржановский 1999b — Хржановский А. Ю. Продолжение жизни // Искусство кино. 1999. № 2. С. 72‒85.
[12] Хржановский 2014 — Хржановский А. Ю. Он прилетал лишь однажды // Альфред Шнитке. Статьи, интервью. Воспоминания о композиторе / авт.-сост. А. Ю. Хржановский. Москва: Arcadia, 2014. С. 356–367.
[13] Чигарева 2017 — Архивные материалы. Из архива В. С. Ценовой // На пересечении прошлого и будущего: Сборник статей / ред.-сост. Е. И. Чигарева. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. С. 205–212.
[14] Шабалина 1999 — Шабалина Т. В. Рукописи И. С. Баха: Ключи к тайнам творчества. Санкт-Петербург: Logos, 1999. 438 с.
[15] Шабшаевич 2019 — Шабшаевич Е. М. Лейтмотивная система в анимации: Метод Шнитке // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. 2019. № 18. С. 56–63.
[16] Швейцер 2016 — Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах / пер. с нем. Я. С. Друскина и Х. А. Стрекаловской. 4-е изд. Москва: Классика – XXI, 2016. 816 с.
[17] Шнитке 1988 — Шнитке А. Г. Полистилистические тенденции современной музыки // Музыка в СССР. 1988. Апрель — июнь. С. 22–24.
[18] Шульгин 2014 — Шульгин Д. И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. Москва: Директ-Медиа, 2014. 101 с.
[19] Этингер 1963 — Этингер М. А. Гармония И. С. Баха. Москва: Музгиз, 1963. 109 с.
[20] Яськов 2011 — Яськов К. Е. Метод полистилистики как системный объект: Структура и элементы // Наука в современном мире: Материалы V Международной научно-практической конференции (22 марта 2011 г.): Сборник научных трудов / науч. ред. Г. Ф. Гребенщиков. Москва: Спутник+, 2011. С. 55–59.
[21] Bach 1956 — Bach J. S. Hohe Messe in h-Moll. BWV232 /Klavierauszug von G. Rösler. Leipzig: Peters, 1956. 166 S.
[22] Gstrein 1998 — Gstrein R. Sarabande // Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik / Hrsg. von L. Finscher. 2. Ausgabe. Kassel; Stuttgart: Bärenreiter; Metzler, 1998. Sachteil 8. S. 991–1002.
[23] Marshall 1972 — Marshall R. L. The Compositional Process of J. S. Bach: A Study of the Autograph Scores of his Vocal Works. Princeton: Princeton University Press, 1972. Vol. 1. 272 p.
[24] Mattheson 1713 — Mattheson J. Das neu-eröffnete Orchestre, oder Universelle und gründliche Anleitung/ wie ein Galant Homme einen vollkommnen Begriff von der Hoheit und Würde der edlen Music erlangen/ seinen Gout darnach formiren/ die Terminos technicos verstehen und geschicklich von dieser vortrefflichen Wissenschafft raisonniren möge. Hamburg: B. Schillers Wittwe, 1713. 338 S.
[25] Little 2002 — Little М. E. Sarabande 2 (ii). France and Germany // The New Grove Dictionary of Music and Musicians / Ed. by S. Sadie. 2nd ed. London; New York: Macmillan; Grove’s Dictionaries, 2002. Vol. 22. P. 276–277.
[26] Walther 1732 — Walther J. G. Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec . Leipzig: Wolffgang Deer, 1732. 659 S.
Original article
“Bach [...] Stands for Me at the Centre of Everything”:
Dialogue of Epochs and Styles in Alfred Schnittke’s Film Music
Author
Megumi Hanya
Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, St. Petersburg, Russia
megumi.nitta.shamo@gmail.com, https://orcid.org/0009-0005-5999-6097
Abstract
This publication is a continuation of the research into the reception of the music of Johann Sebastian Bach (1685–1750) in the work of Alfred Schnittke (1934–1998). The problem is examined on the least studied area of Schnittke’s legacy: his music for animated f ilms by Andrey Khrzhanovsky (b. 1939). It is shown that, in addition to quoting the works by the great German composer, such compositional techniques as quasi-quotation and stylization served for Schnittke expressive means of his artistic “dialogue” with the oeuvre and era of J. S. Bach. The article reveals the main ideas and forms of the absorption of Bach’s style and traces the evolution of this path, which led to the organic use of his many compositional techniques and the new interpretation of the symbolism of his musical motifs. T he article is based on the analysis of Schnittke’s autograph scores, kept in the music library of the Russian State Symphony Cinema Orchestra, archival sources, the composer’s and the director’s memoirs about the making of the films, and interviews with Khrzhanovsky conducted by the author of the article in January 2023.
Acknowledgments: The author would like to thank the staff of the music library of the Russian State Symphony Cinema Orchestra and its artistic director, chief conductor Sergey I. Skripka for their permission to study the autograph scores by Alfred Schnittke. The author is particularly indebted to Andrey Yu. Khrzhanovsky for personal communication and valuable information provided during the interviews on January 26–30, 2023.
Keywords: Alfred Schnittke, Johann Sebastian Bach, Andrey Khrzhanovsky, imitation of style, quasi-quotation, stylization, film music
For citation: Megumi Hanya. “Bach [...] Stands for Me at the Centre of Everything”: Dialo gue of Epochs and Styles in Alfred Schnittke’s Film Music. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 3. Р. 28–51. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.002
The article was submitted: 05.12.2023; approved after reviewing: 20.12.2023; accepted for publication: 20.06.2024; published: 10.09.2024.
References
[1] Bederova, Yuliya A. (2022). Kniga o muzyke [The Book about Music]. Moscow: ACT: Corpus, 768 p. (in Russian).
[2] Berkov, Victor O. (1971). Formoobrazuyushchie sredstva garmonii. Akkord. Leytgarmoniya. Sekventsiya [Form-making Means of Harmony. Accord. Leitharmony. Sequence], 2nd ed., rev. and exp. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 343 p. (in Russian).
[3] Ivashkin, Alexander V. (ed.) (2015). Besedy s Alfredom Schnittke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow: Klassika – XXI, 320 p. (in Russian).
[4] Lyakhova, Tatiana L. (1978). “Sarabanda” [“Sarabande”]. In Muzykal’naya entsiklopediya [Encyclopedia of Music], chief editor Yuriy V. Keldysh. Moscow: Sovetskaya entsiklopediya; Sovetskiy kompozitor. Vol. 4, рр. 848–850 (in Russian).
[5] Neyman, Maria F. (2014). “Istoriya odnogo interv’yu” [“The story of one interview”]. In Alfred Schnittke, Stat’i, interv’yu. Vospominaniya o kompozitore [Alfred Schnittke. Articles, Interviews. Memories of the composer], author-compiler Andrey Yu. Khrzhanovsky. Moscow: Arcadia, рр. 371–377 (in Russian).
[6] Nitta-Hanya, Megumi (2021). “Yavorsky i A. Schweitzer v bakhovedenii: Na osnove zapisey S. N. Ryauzova” [“Boleslav L. Yavorsky and Albert Schweitzer in Bach Studies: On the Basis of the Writings of Sergey N. Ryauzov”]. In Vestnik Saratovskoy konservatorii. Voprosy iskusstvoznaniya [Journal of Saratov State Conservatoire]. 2021. No. 4 (14). P. 71–77 (in Russian).
[7] Stravinsky, Igor F. (1988). I. Stravinsky — publitsist i sobesednik [I. Stravinsky — publicist and interlocutor], editor-compiler Victor P. Varunts. Moscow: Sovetskiy kompozitor. 504 p. (in Russian).
[8] Hanya, Megumi (2023). “Muzyka A. G. Schnittke dlya fil’ma A. Yu. Khrzhanovskogo V mire basen: K probleme polistilistiki” [“Alfred Schnittke’s Music for Andrey Khrzhanovsky’s In the World of Fables: The Problem of Polystylism”]. In Vremennik Zubovskogo instituta [Annals of the Zubov Institute]. 2023. No. 2 (41), рр. 9–31 (in Russian).
[9] Hanya, Megumi (2024). “J. S. Bach — A. G. Schnittke: Tsitatа kak forma dialoga v muzyke animatsionnogo kino” [“Johann Sebastian Bach — Alfred Schnittke: Quotation as Form of Dialogue in Music for Animated Films”]. In Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1, рр. 76–97. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.004 (in Russian).
[10] Khrzhanovsky, Andrey Yu. (1999a). “Na puti k Pushkinu” [“On the Road to Pushkin”]. In Tayny pushkinskogo slova [The Secrets of Pushkin’s Word], compiler Aelita R. Romanenko. Moscow: Moskovskiy detskiy fond, Tid Kontinent-Press, рр. 208–221 (in Russian).
[11] Khrzhanovsky, Andrey Yu. (1999b). “Prodolzhenie zhizni” [“Continuation of Life”]. In Iskusstvo kino [Film Art]. 1999. No. 2, рр. 72‒85 (in Russian).
[12] Khrzhanovsky, Andrey Yu. (2014). “On priletal lish’ odnazhdy” [“He Only Flew Once”]. In Alfred Schnittke. Stat’i, interv’yu. Vospominaniya o kompozitore [Alfred Schnittke. Articles, Interviews. Memories of the composer], author-compiler Andrey Yu. Khrzhanovsky. Moscow: Arcadia, рр. 356–367 (in Russian).
[13] Chigareva, Evgenia I. (ed.) (2017). “Arkhivnye materialy. Iz arkhiva V. S. Tsenovoy” [“Archival materials. From the archive of Valeriya S. Tsenova”]. In Na peresechenii proshlogo i budushhego [At the Intersection of the Past and the Future]: Collection of articles, edited by Evgenia I. Chigareva. Moscow: The Scholarly and Printing Center “Moscow Conservatory”, рр. 205–212 (in Russian).
[14] Shabalina, Tatiana V. (1999). Rukopisi J. S. Bacha: Klyuchi k taynam tvorchestva [J. S. Bach’s Manuscripts: Keys to the Mysteries of his Creative Work]. St. Petersburg: Logos, 438 p. (in Russian).
[15] Shabshaevich, Elena M. (2019). “Leytmotivnaya sistema v animatsii: Metod Schnittke” [“The Leitmotif System in Animation: The Schnittke Method”]. In Muzyka v sisteme kul’tury: Nauchnyy vestnik Ural’skoy konservatorii [Music in the System of Culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory]. 2019. No. 18, рр. 56–63 (in Russian).
[16] Schweitzer, Albert (2016). Johann Sebastian Bach [Johann Sebastian Bach], translated by Yakov S. Druskin, Khristina A. Strekalovskaya, 4th ed. Moscow: Klassika – XXI, 816 p. (in Russian).
[17] Schnittke, Alfred G. (1988). “Polistilisticheskie tendentsii sovremennoy muzyki” [“Polystylistic Tendencies in Modern Music”]. In Muzyka v SSSR [Music in USSR]. 1988. April — June, рр. 22–24 (in Russian).
[18] Shul’gin, Dmitriy I. (2014). Gody neizvestnosti Alfreda Schnittke. Besedy s kompozitorom [Alfred Schnittke’s Years of Obscurity. Conversations with the composer]. Moscow: Direkt-Media, 101 p. (in Russian).
[19] Etinger, Mark A. (1963). Garmoniya J. S. Bacha [The Harmony of J. S. Bach]. Moscow: Muzgiz, 109 p. (in Russian).
[20] Yas’kov, Konstantin E. (2011). “Metod polistilistiki kak sistemnyy ob’ekt: Struktura i element” [“Polystylistics Method as a Systemic Object: Structure and Elements”]. In Nauka v sovremennom mire: Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (22 marta 2011 g.) [Science in the Modern World: Proceedings of the 5th International Scientific and Practical Conference (March 22, 2011)]:Collection of research papers, research editor Grigory F. Grebenshhikov. Moscow: Sputnik+, рр. 55–59 (in Russian).
[21] Bach, Johann Sebastian (1956). Hohe Messe in h-Moll. BWV 232, Klavierauszug von G. Rösler. Leipzig: Peters, 166 S.
[22] Gstrein, Rainer (1998). “Sarabande”. In Die Musik in Geschichte und Gegenwart: allgemeine Enzyklopädie der Musik, hrsg. von Ludwig Finscher. 2. Ausgabe. Kassel; Stuttgart: Bärenreiter; Metzler. Sachteil 8. S. 991–1002.
[23] Marshall, Robert Lewis (1972). The Compositional Process of J. S. Bach: A Study of the Autograph Scores of his Vocal Works. Princeton: Princeton University Press. Vol. 1. 272 p.
[24] Mattheson, Johann (1713). Das neu-eröffnete Orchestre, oder Universelle und gründliche Anleitung/ wie ein Galant Homme einen vollkommnen Begriff von der Hoheit und Würde der edlen Music erlangen/ seinen Gout darnach formiren/die Terminos technicos verstehen und geschicklich von dieser vortrefflichen Wissenschafft raisonniren möge. Hamburg: B. Schillers Wittwe, 338 S.
[25] Little, Meredith E. (2002). “Sarabande 2 (ii). France and Germany”. In The New Grove Dictionary of Music and Musicians, edited by Stanley Sadie. 2nd ed. London; New York: Macmillan; Grove’s Dictionaries. Vol. 22. P. 276–277.
[26] Walther, Johann Gottfried (1732). Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec <...>. Leipzig: Wolffgang Deer, 659 S.