Творческий портрет Ло Чжунжуна в контексте музыкальной культуры Китая второй половины XX века

Научная статья

doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.007

Творческий портрет Ло Чжунжуна
в контексте музыкальной культуры Китая второй половины XX века

Автор

Ян Цзиньпэн

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова, Санкт-Петербург, Россия
yangjinpeng@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0008-1560-9018

Аннотация

Ло Чжунжун (1924–2021) вошел в историю китайской музыки как композитор, выдающийся педагог и ученый. Он подготовил плодотворную почву для молодых композиторов течения «Новой волны», способствовал более активному освоению музыкальных традиций западноевропейской культуры, провел колоссальную работу по переводу основополагающих теоретических трудов Арнольда Шёнберга, Пауля Хиндемита и других значительных для мировой музыкальной культуры авто ров. Всю свою жизнь Ло Чжунжун не переставал изучать новое, реализуя полученные знания на практике. Его педагогическая и композиторская деятельность стали органичным продолжением научных интересов. В статье впервые в русскоязычном музыковедении представлен творческий пор трет Ло Чжунжуна с характеристикой его многогранной деятельности в контексте музыкальной культуры Китая, в том числе освещены его собственные методико-педагогические труды. Предложена периодизация жизни и творчества музыканта, сопряженная с ключевыми событиями истории страны: время формирования эстетических и художественных ориентиров (до 1960-х гг.), период «культурной революции» и ограничения свободы в творчестве и жизни (начало 1960-х — 1970-е гг.), этап активных смелых экспериментов (конец 1970-х — 2010-е гг.).

Ключевые слова: Ло Чжунжун, «культурная революция», «политика реформ и открытости», «Новая волна», «китайская пентатоника», додекафонная система, Арнольд Шёнберг, Пауль Хиндемит, Тан Сяолинь, Дин Шаньдэ

Для цитирования: Ян Цзиньпэн. Творческий портрет Ло Чжунжуна в контексте музыкальной культуры Китая второй половины XX века // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 3. С. 124–145. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.007

Статья поступила в редакцию: 24.12.2023; одобрена после рецензирования: 21.01.2024; принята к публикации: 20.06.2024; опубликована: 10.09.2024.

Список источников

[1] Ли 2018 — Ли Юнь. Применение додекафонии в творчестве китайских композиторов ХХ — начала XXI века // Культура и цивилизация. 2018. Т. 8. № 1A. С. 142–150.

[2] Сунь 2013 — Сунь Вэйбо. Большой полифонический цикл в творчестве китайских композиторов // Культура. Наука. Творчество: сборник научных статей. Вып.  7 / Белорусский государственный университет культуры и искусств. Минск: БГУКИ, 2013. С. 57–60.

[3] Сунь 2020 — Сунь Вэйбо. Черты новаторства в композиции большого полифонического цикла Ло Чжун-жуна // Музыкальная педагогика. Исполнительство: сборник научных трудов. Вып. XII / научные редакторы Л. С. Зорилова, М. Б. Сидорова. Москва: Академический Проект, 2020. С. 172–189.

[4] У 2016 — У Хунюань. Китайская художественная песня: история и теория жанра: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.03 / Харьковский национальный университет искусств им. И. П. Котляревского. Харьков: [б. и.], 2016. 231 с.

[5] Фань 2018 — Фань Юй. Из истории китайской серийной техники: Ло Чжунжун // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2018. № 1 (47). С. 59–63.

[6] Фань 2019 — Фань Юй. Серийная техника в китайской камерно-инструментaльной музыке 1980–1990-х годов: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Нижегородская государственная консерватория имени М. И. Глинки. Нижний Новгород: [б. и.], 2019. 243 с.

[7] Ву 2021 — 吴桐. 97岁作曲家罗忠镕去世,龚琳娜说他的作品 “超级难唱”但会“一直唱 下去” [Ву Т. Скончался 97-летний композитор Ло Чжунжун] // 上观新闻 [Шангуань Новости], ?–2024. URL: https://export.shobserver.com/qutt/html/401800.html (дата обращения: 20.06.2024).

[8] Jincheng 2016 — Jincheng Huang. Discussion on Importance and Entry Point of Imitation Writing in Composition Instruction // International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. Chengdu: Atlantis Press, рр. 426–428.

Original article

Portrait of Luo Zhongrong’s
in the Context of Chinese Musical Culture in the Second Half of the 20th Century

Author

Yang Jinpeng

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory, Saint Petersburg, Russia
yangjinpeng@yandex.ru, https://orcid.org/0009-0008-1560-9018

Abstract 

Luo Zhongrong (1924–2021) entered the history of Chinese music as a com poser, outstanding teacher and scholar. He prepared a fertile ground for young composers of the New Wave movement, promoted a more active assimilation of the musical traditions of Western European culture, and carried out colossal work on translating the fundamen tal theoretical works of Arnold Schoenberg, Paul Hindemith and other authors significant for world musical culture. Throughout his life, Luo Zhongrong never stopped learning new things, putting the knowledge he gained into practice. His pedagogical and compositional activities became an organic continuation of his scientific interests. Regardless of the social and personal events that often interfered with his professional activities, Luo Zhongrong re mained true to himself at every stage of his life in his endeavor to enrich Chinese culture. T he article is the first in Russian-language musicology to present a creative portrait of Luo Zhong rong, characterizing his multifaceted activities in the context of Chinese musical culture, including his own methodological and pedagogical works. The periodization of the musician's life and work is proposed, connected with the historical context of the country: the time of formation of aesthetic and artistic guidelines (before the 1960s), the period of the “Cultural Revolution” and restriction of freedom in creativity and life (early 1960s–1970s), the stage of active bold experiments (late 1970s–2010s).

Keywords: Luo Zhongrong, “Cultural Revolution”, “reform and opening-up policy”, “New Wave”, Chinese pentatonic, dodecaphonic system, Arnold Schoenberg, Paul Hindemith, Tang Xiaolin, Ding Shangde

For citation: Yang Jinpeng. Portrait of Luo Zhongrong’s in the Context of Chinese Musical Culture in the Second Half of the 20th Century. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 3. Р. 124–145. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.3.007

T he article was submitted: 24.12.2023; approved after reviewing: 21.01.2024; accepted for publication: 20.06.2024; published: 10.09.2024.

References

[1] Li Yun (2018). “Primenenie dodekafonii v tvorchestve kitayskikh kompozitorov XX — nachala XXI veka” [“Application of dodecaphony in the works of Chinese composers of the twentieth and early twenty-first centuries”]. In Kul’tura i tsivilizatsiya. 2018. Vol. 8, No. 1 A, рр. 142–150 (in Russian).

[2] Sun Weibo (2013). “Bol’shoy polifonicheskiy tsikl v tvorchestve kitayskikh kompozitorov” [“Large polyphonic cycle in the work of Chinese composers”]. In Kul’tura. Nauka. Tvorchestvo: collection of scientific articles. Iss. 7. Minsk: Belorusskiy gosudarstvennyy universitet kul’tury i iskusstv, рр. 57–60 (in Russian).

[3] Sun Weibo (2020). “Cherty novatorstva v kompozitsii bol’shogo polifonicheskogo tsikla Luo Zhongronga” [“Traits of innovation in the composition of Luo Zhongrong’s large polyphonic cycle”]. In Muzykal’naya pedagogika. Ispolnitel’stvo: collection of scientific papers. Iss. XII / scientific editors Larissa S. Zorilova, Margarita B. Sidorova. Moscow: Akademicheskiy Proekt, рр. 172–189 (in Russian).

[4] Wu Hongyuan (2016). Kitayskaya khudozhestvennaya pesnya: istoriya i teoriya zhanra [Chinese art song: history and theory of the genre]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, I. P. Kotlyarevsky Kharkiv National University of Arts. Kharkiv, 231 p. (in Russian, unpublished).

[5] Fan Yu (2018). “Iz istorii kitayskoy seriynoy tekhniki: Luo Zhongrong” [“From the History of Chinese Serial Technology: Luo Zhongrong”]. In Aktual’nye problemy vysshego muzykal’nogo obrazovaniya. 2018. No. 1 (47), рр. 59–63 (in Russian).

[6] Fan Yu (2019). Seriynaya tekhnika v kitayskoy kamerno-instrumental’noy muzyke 1980– 1990-kh godov [Serial technique in Chinese chamber instrumental music of the 1980s–1990s]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02, Nizhny Novgorod State Conservatory named after M. I. Glinka. Nizhny Novgorod, 243 p. (in Russian, unpublished).

[7] Wu Tong (2021). 97 Suì zuòqŭ jiā luō zhōng róng qùshì, gōnglínnà shuō tā de zuòpĭn “chāojí nán chàng” dàn huì “yīzhí chàng xiàqù [97-year-old composer Luo Zhongrong has passed away]. Available at: https://export.shobserver.com/qutt/html/401800.html (accessed: 20.06.2024) (in Chinese).

[8] Jincheng H. (2016). “Discussion on Importance and Entry Point of Imitation Writing in Composition Instruction”. In International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. Chengdu: Atlantis Press, рр. 426–428.

Скачать pdf  .