Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.004
«Хороший человек — без интриг; свободен и может ехать»:
три эпизода биографии Е. В. Гиппиуса
Автор
Светлана Викторовна Подрезова
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, Санкт-Петербург, Россия
podrezova@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-8885-4670
Аннотация
В статье раскрываются неизвестные страницы научной биографии одного из ведущих отечественных этномузыковедов — Евгения Владимировича Гиппиуса. В научный оборот вводятся архивные документы, охватывающие период 1926–1929 гг. и позволяющие по-новому представить начало его пути как собирателя, архивиста и исследователя. Данные полевого дневника Гиппиуса позволяют более точно атрибутировать фонографические записи, обозначить методы и особенности собирательской работы в Заонежье, оценить его вклад в камеральную обработку фонозаписей. «Программа фонографических записей» (1926) отражает научный подход Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд к жанровой классификации заонежского фольклора. Записки и письмо к С. И. Бернштейну, заведующему Центральным Фонограммархивом Государственного института истории искусств, свидетельствуют об активном участии Гиппиуса в обсуждении перспектив развития этого подразделения. Автор приходит к выводу, что в конце 1920-х гг. полевая и исследовательская работа Государственного института истории искусств и Ленинградской государственной консерватории была тесно взаимосвязана и проходила в рамках нового научного направления — сравнительного музыкознания. Важная роль в этом принадлежала Гиппиусу.
Ключевые слова: Е. В. Гиппиус, Фонограммархив ГИИИ, экспедиция в Заонежье, сравнительное музыкознание, Ленинградская консерватория
Благодарности: автор статьи благодарит Валерия Владимировича Золотухина и сотрудников Научного архива Российского национального музея музыки — Александра Викторовича Комарова и Елену Владимировну Хохлову за щедрую помощь в работе с источниками, а также Елену Викторовну Битерякову за помощь в работе с воспоминаниями Е. Б. Черновой (Гиппиус).
Для цитирования: Подрезова С. В. «Хороший человек — без интриг; свободен и может ехать»: три эпизода биографии Е. В. Гиппиуса // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 60–81. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.004
Статья поступила в редакцию: 10.02.2024; одобрена после рецензирования: 15.02.2024; принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024.
Список источников
[1] Асафьев 1981 — Материалы к биографии Б. Асафьева / [сост., вступ. ст. и коммент. А. Н. Крюкова]. Ленинград: Музыка, 1981. 262 с.
[2] Гиппиус 1927 — Гиппиус Е. В. Крестьянская музыка Заонежья // Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера: Сборник секции крестьянского искусства Комитета социологического изучения искусств. Вып. 1: Искусство Севера. Заонежье. Ленинград: Academia, 1927. С. 147–164.
[3] Гиппиус 2024 — Гиппиус Е. В. Полевой дневник Заонежской экспедиции и письмо к С. И. Бернштейну // Opera musicologica. 2024. № 2. С. 00–00. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2. 013
[4] Груздева 2011 — Груздева Е. Н. Предисловие // Чернова Е. Б. «Я пишу то, что помню…». Воспоминания / подгот. текста, коммент., предисл. Е. Н. Груздевой. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2011. С. 5–19.
[5] Лобанов 2015 — Лобанов М. А. Заонежская экспедиция Зубовского института в неопубликованных материалах 1920-х годов // Вопросы этномузыкознания. 2015. № 2 (11). С. 14–27.
[6] Никаноров 2013 — Никаноров А. Б. Е. В. Гиппиус и З. В. Эвальд о своей исследовательской деятельности в 1920-х гг. // Временник Зубовского института. 2013. № 11. С. 71–78.
[7] Подрезова 2022 — Подрезова С. В. Самая (не)известная экспедиция: новые документы о первой поездке ГИИИ в Заонежье // Русский фольклор. Т. 39: Наследие Б. Н. Путилова и К. В. Чистова и современная фольклористика / отв. ред. Н. Г. Комелина. Санкт-Петербург: Нестор-История, 2022. С. 240–271.
[8] Редькова 2019 — Редькова Е. С. Из истории первых экспедиций этнографического кабинета Ленинградской консерватории // Opera musicologica. 2019. № 3 (41). С. 43–55. https://doi.org/10.26156/OM.2019.41.3.004
[9] Чернова 2011 — Чернова Е. Б. «Я пишу то, что помню…»: Воспоминания / подгот. текста, коммент., предисл. Е. Н. Груздевой. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2011. 252 с.
Original article
“Good Man and Not a Plotter; Free and Able to Travel”:
Three Episodes from the Biography of Eugene W. Hippius
Author
Svetlana V. Podrezova
Institute of Russian Literature (Pushkinskij Dom), Russian Academy of Sciences, Saint Petersburg, Russia
podrezova@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-8885-4670
Abstract
The article reveals previously unknown pages of the biography of one of the leading Russian ethnomusicologists — Eugene W. Hippius. Archival documents covering the period 1926–1929 introduced into scientific circulation, allow us to develop a new approach to to looking at the first steps this inspiring collector, archivist and researcher . Hippius recorded in his field diary the main events and meetings, reflecting some details of the everyday life and phonographic capacities. The second part of his field diary reports on the initial inventory of wax cylinders, which makes it possible to restore the lost part of folklore sound recordings. The “Program of Phonographic Recordings” (1926) reflects the scientific approach of Eugene Hippius and Zinaida Ewald to the genre classification of Zaonezhye’s folklore. Notes and a letter to S. I. Bernstein, head of the Central Phonogram Archive of the State Institute of Art History, emphasizes Hippius’ active participation in discussing the prospects for the development of this department. The author comes to the conclusion that the field and research work of the State Institute of Art History and the Leningrad State Conservatory in the late 1920s were closely interconnected and occurred within the framework of a new scientific direction — comparative musicology.
Keywords: Eugene W. Hippius, of the Phonogramarchive of the State Institute of Art History, the expedition to Zaonezhie, comparative musicology, Leningrad Conservatory
Acknowledgments: The author thanks Valery Vladimirovich Zolotukhin and the staff of the Scientific Archive of the Russian National Museum of Music — Alexander Viktorovich Komarov and Elena Vladimirovna Khokhlova for generous assistance in working with sources, as well as Elena Viktorovna Biteriakova for help in working with Elena Vladimirovna Chernova’s (Hippius) memoirs.
For citation: Podrezova, Svetlana V. “A Good Person is Without Intrigue; Free and Able to Travel”: Three Episodes from the Biography of Eugene W. Hippius. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. Р. 60–81. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.004
The article was submitted: 10.02.2024; approved after reviewing: 15.02.2024; accepted for publication: 25.03.2024; published: 14.05.2024.
References
[1] Asafyev, Boris V. (1981). Materialy k biografii B. Asafyevа [Materials for the biography of Boris Asafyev], сompilation, introductory article and comments by Andrey Kryukov. Leningrad: Muzyka, 262 p. (in Russian).
[2] Hippius, Eugene V. (1927).“Krest’yanskaya muzyka Zaonezh’ya” [“Peasant music of Zaonezhye”] In Krest’yanskoe iskusstvo SSSR: Iskusstvo Severa: Sbornik sektsii krest'yanskogo iskusstva komiteta sotsiologicheskogo izucheniya iskusstv [Peasant art of the USSR: Art of the North: Collection of the section of peasant art of the committee for the sociological study of arts]. Vol. 1: Iskusstvo Severa. Zaonezh’e [Art of the North. Zaonezhie]. Leningrad: Academia, pp. 147–164 (in Russian).
[3] Hippius, Eugene W. (2024). “Polevoy dnevnik Zaonezhskoy ekspeditsii i pis’mo k S. I. Bernsteinu” [“Field Diary of the Zaonezhye Expedition and Letter to Sergey I. Bernstein”], publication, general edition and comments by Svetlana V. Podrezova. In Opera musicologica. 2024. Vol. 16. No. 2, рр. 00–00 (in Russian). https://doi.org/10.26156/ operamus.2024.16.2.013
[4] Gruzdeva, Elena N. (2011). “Predislovie” [“Preface”]. In Elena Borisovna Chernova, “Ya pishu to, chto pomnyu…”. Vospominaniya [“I write what I remember...” Memories]. St. Petersburg: Izdatel’stvo “Evropeyskiy Dom”, pp. 5–19 (in Russian).
[5] Lobanov, Mikhail A. (2015). “Zaonezhskaya ekspeditsiya Zubovskogo instituta v neopublikovannykh materialakh 1920-kh godov” [“Zubov Institute expedition to the Russian North (Zaonezhie) in an unpublished matirials of the 1920s”] In Voprosy etnomuzykoznaniya [Questions of ethnomusicology]. 2015. Vol. 2 (11), pp. 14–27 (in Russian).
[6] Nikanorov, Alexander B. (2013). “E. W. Hippius i Z. V. Ewald o svoey issledovatel’skoy deyatel’nosti v 1920-kh gg.” [“Eugene W. Hippius and Zinaida V. Ewald about their research activities in the 1920s”]. In Vremennik Zubovskogo instituta [Temporary journal of the Zubov Institute]. 2013. No. 11, pp. 71–78 (in Russian).
[7] Podrezova, Svetlana V. (2022). “Samaya (ne)izvestnaya ekspeditsiya: novye dokumenty o pervoy poezdke GIII v Zaonezh’e” [“The most (un)known expedition: new documents about the first race of the State Institute of Art History to Zaonezhye”]. In Russkiy fol’klor [Russian folklore]. Vol. XXXIX: Nasledie B. N. Putilova i K. V. Chistova i sovremennaya fol’kloristika [The legacy of B. N. Putilov and K. V. Chistov and modern folkloristics], compiled and edited by Natalia Komelina. St. Petersburg: Nestor-Istoriya, pp. 240–271 (in Russian).
[8] Redkova, Evgenia S. (2011). “Iz istorii pervykh ekspeditsiy etnograficheskogo kabineta Leningradskoy konservatorii” [“To History of the First Expeditions of the Ethnographic Laboratory of the Leningrad Conservatory”]. In Opera Musicologica. 2011. Vol. 3 (41), pp. 43–55 (in Russian). https://doi.org/10.26156/OM.2019.41.3.004
[9] Chernova, Elena B. (2011). “Ya pishu to, chto pomnyu…” Vospominaniya [“I write what I remember...” Memories], preparation of the text, comments, foreword by Elena Gruzdeva. St. Petersburg: Evropeyskiy Dom, 252 p. (in Russian).