Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.006
Евгений Владимирович Гиппиус,
профессор Московской консерватории (1944–1949)
Автор
Елена Викторовна Битерякова
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
elena-biteryakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8799-1318
Аннотация
Статья посвящена деятельности Е. В. Гиппиуса в Московской консерватории. Переведенный в 1944 г. из Ленинграда по рекомендации Б. В. Асафьева, Гиппиус возглавил в консерватории кафедру музыкального фольклора. Его интенсивная разнонаправленная работа (в тесном сотрудничестве с К. В. Квиткой) дала блестящие результаты в собирании, исследовании, преподавании и популяризации традиционной народной культуры. Благодаря совместным усилиям выдающихся ученых и их коллег этномузыкология в Московской консерватории заняла высокие позиции в ряду научных дисциплин и учебных специализаций. Яркий и насыщенный период, связанный с именем Гиппиуса, стал одним из кульминационных этапов в истории развития научной школы, создававшейся Квиткой с конца 1930-х гг. в Московской консерватории. Статья значительно расширяет представления о жизни и деятельности Е. В. Гиппиуса во второй половине 1940-х гг. Привлечение широкого круга источников — ранее неизвестных архивных и печатных — позволяет уточнить некоторые распространенные сведения и ввести в научный оборот новые. Автором использованы рукописные и фотографические материалы из архивов Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, из фондов Российского национального музея музыки и Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Ключевые слова: Евгений Владимирович Гиппиус, Климент Васильевич Квитка, Московская консерватория, кафедра музыкального фольклора, кадровые «чистки» 1940-х гг.
Для цитирования: Битерякова Е. В. Евгений Владимирович Гиппиус, профессор Московской консерватории (1944–1949) // Opera musicologica. 2024. Т. 16. № 2. С. 102–123. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.006
Статья поступила в редакцию: 26.12.2023; одобрена после рецензирования: 22.01.2024; принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024.
Список источников
[1] Брюсова 1949 — Брюсова Н. Я. Ошибки и дерзания фольклориста // Советская музыка. 1949. № 5 (126). С. 57–59. URL: https://mus.academy/articles/oshibki-i-derzaniya-folklorista (дата обращения: 25.03.2024).
[2] Власова 2010 — Власова Е. С. 1948 год в советской музыке. Документированное исследование. Москва: Классика – XXI, 2010. 455 с.
[3] Гилярова 2009 — Гилярова Н. Н. Деятельность К. В. Квитки в Московской консерватории // Климент Васильевич Квитка и актуальные проблемы этномузыкологии: Материалы научной конференции / ред.-сост. Е. В. Битерякова. Москва: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. С. 8–17.
[4] Гилярова 2016 — Гилярова Н. Н. Фольклора музыкального кафедра // Московская консерватория 1866–2016: Энциклопедия. Т. I. Москва: Прогресс-Традиция, 2016. С. 510.
[5] Гилярова, Миронова 2016 — Гилярова Н. Н., Миронова Н. А. Гиппиус Евгений Владимирович // Московская консерватория 1866–2016: Энциклопедия. Т. II. Москва: Прогресс-Традиция, 2016. С. 162–163.
[6] Дорохова, Пашина 2003 — Материалы и статьи к 100-летию со дня рождения Е. В. Гиппиуса / ред.-сост. Е. А. Дорохова, О. А. Пашина. Москва: Композитор, 2003. 216 с.
[7] Дорохова, Пашина 2013 — Дорохова Е. А., Пашина О. А. «Я всегда считал себя историком музыки»: к юбилею Е. В. Гиппиуса // Проблемы музыкальной науки. 2013. №2 (13). С. 56–62. URL: https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/117 (дата обращения: 25.03.2024).
[8] Канн-Новикова 1950 — Канн-Новикова Е. М. И. Глинка. Новые материалы и документы. Выпуск 1. Москва; Ленинград: Музгиз, 1950. 120 с.
[9] Кулаковский 1951 — Кулаковский Л. В. Музыкальную фольклористику — на уровень современных требований // Советская музыка. 1951. №10 (155). С. 43–48. URL: https://mus.academy/articles/muzykalnuyu-folkloristiku-na-uroven-sovremennykh-trebovanii (дата обращения: 25.03.2024).
[10] Миронова 2005 — Гиппиус Евгений Владимирович // Московская консерватория: От истоков до наших дней. 1866–2003: Историко-биографический справочник / ред.-сост. Н. А. Миронова. Москва: Прогресс-Традиция, 2005. С. 135–137.
[11] Свиридова 1966 — Кабинет народной музыки / подгот. И. К. Свиридовой. Москва: Музыка, 1966. 104 с.
[12] Смирнов 2023 — Смирнов Д. В. Кафедра музыкального фольклора Московской консерватории (основание и работа в первые годы Великой отечественной войны) // Традиционная культура. 2023. Т. 24. № 1. С. 134–145. https://doi. org/10.26158/TK.2023.24.1.012
[13] Советская музыка 1950 — [Без имени автора]. Развивать и культивировать народное творчество // Советская музыка. 1950. № 4 (137). С. 7–11. URL: https://mus.academy/articles/razvivat-i-kultivirovat-narodnoe-tvorchestvo (дата обращения: 25.03.2024).
Статья поступила в редакцию: 26.12.2023; одобрена после рецензирования: 22.01.2024; принята к публикации: 25.03.2024; опубликована: 14.05.2024.
Original article
Eugene W. Hippius as a Professor of the Moscow Conservatory (1944–1949)
Author
Elena V. Biteriakova
Moscow State Conservatory, Moscow, Russia
elena-biteryakova@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8799-1318
Abstract
The article is devoted to the five years of Eugene W. Hippius’ work at the Moscow Conservatory. Transferred there in 1944 from Leningrad on the recommendation of Boris V. Asafyev, Hippius headed the Musical Folklore Department. His intensive multifaceted work, in close cooperation with Clyment V. Kvitka, produced brilliant results in collecting, researching, teaching and popularization of traditional folk culture. Thanks to the joint efforts of the outstanding scientists and their staff, ethnomusicology at the Moscow Conservatory has taken high positions in a number of scientific disciplines and academic specializations. This bright and eventful period, associated with the name of Hippius, became one of the peak stages in the history of the scientific school of the Moscow Conservatory created by Kvitka since the late 1930s. The article significantly expands the understanding of the life and work of Eugene W. Hippius in the second half of the 1940s. Involvement of a wide range of sources — previously unknown archival and printed ones — makes it possible to clarify some common information and introduce new data into scientific circulation. The author uses handwritten and photographic materials from the archives of the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory and the Moscow State Tchaikovsky Conservatory, from the funds of the Russian National Museum of Music and the State Vladimir and Suzdal Museum.
Keywords: Eugene W. Hippius, Clyment V. Kvitka, Moscow Conservatory, Music Folklore Department, staff “purges” in 1940s
For citation: Biteriakova, Elena V. Eugene W. Hippius as a Professor of the Moscow Conservatory (1944–1949). Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 2. Р. 102–123. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.2.006
The article was submitted: 26.12.2023; approved after reviewing: 22.01.2024; accepted for publication: 25.03.2024; published: 14.05.2024.
References
[1] Bryusova, Nadezhda Ya. (1949). “Oshibki i derzaniya fol’klorista” [“Mistakes and daring of the folklorist”]. In Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1949, no. 5 (126), pp. 57–59 (in Russian). Available at: https://mus.academy/articles/oshibki-i-derzaniya-folklorista (accessed: 25.03.2024).
[2] Vlasova, Yekaterina S. (2010). 1948 god v sovetskoy muzyke. Dokumentirovannoye issledovaniye [The year 1948 in Soviet Music. Documented research]. Moscow: Klassika – XXI, 455 p. (in Russian).
[3] Gilyarova, Natalya N. (2009). “Deyatel’nost’ С. V. Kvitki v Moskovskoy konservatorii” [“Clyment V. Kvitka’s activities at the Moscow Conservatory”]. In Clyment Vasilyevich Kvitka i aktual’nye problemy etnomuzykologii [Clyment Vasilyevich Kvitka and current problems of the ethnomusicology], editor-compiler Elena V. Biteriakova. Moscow: Research and publishing center “Moscow Conservatory”, pp. 8–17 (in Russian).
[4] Gilyarova, Natalya N. (2016). “Fol’klora muzykal’nogo kafedra” [“Musical Folklore Department”]. In Moskovskaya Konservatoriya 1866–2016: Entsiklopediya [Moscow Conservatory 1866–2016: Encyclopedia]. Vol. I. Moscow: Progress-Traditsiya, Р. 510 (in Russian).
[5] Gilyarova, Natalya N. & Mironova, Natalya A. (2016). “Hippius Eugeniy Vladimirovich” [“Hippius Eugene W.”]. In Moskovskaya Konservatoriya 1866–2016: Entsiklopediya [Moscow Conservatory 1866–2016: Encyclopedia], vol. II. Moscow: Progress-Traditsiya, pр. 162–163 (in Russian).
[6] Dorokhova, Yekaterina A. & Pashina, Olga A. (2003). Materialy i stat’i: k 100-letiyu E. W. Hippiusa [Materials and articles: for the Eugene W. Hippius’ 100th anniversary], editors-compilers Yekaterina А. Dorokhova, Оlga А. Pashina. Moscow: Kompozitor, 216 p. (in Russian).
[7] Dorokhova, Yekaterina A. & Pashina, Olga A. (2013). “ ‘Ya vsegda schital sebya istorikom muzyki’: k yubleyu E. W. Нippiusa” [“‘I have Always Considered Myself a Music Historian’: Commemorating Anniversary of E. W. Hippius’ ”]. In Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, no. 2 (13), pp. 56–62 (in Russian). URL: https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/117 (accessed: 25.03.2024).
[8] Kann-Novikova, Yelizaveta I. (1950). M. I. Glinka. Novye materialy i dokumenty [Mikhail I. Glinka. New materials and documents]. Issue 1. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 120 p. (in Russian).
[9] Kulakovskiy, Lev V. (1951). “Muzykal’nuyu fol’kloristiku — na uroven’ sovremennykh trebovaniy” [“Musical folklore studies — to the level of modern requirements”]. In Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1951, no. 10 (155), pp. 43–48 (in Russian). Available at:https://mus.academy/articles/muzykalnuyu-folkloristiku-na-uroven-sovremennykh-trebovanii (accessed: 25.03.2024).
[10] Mironova, Natalya A. (2005). “Hippius Eugeniy Vladimirovich” [“Hippius Eugene W.”]. In Moskovskaya Konservatoriya: Ot istokov do nashikh dney. 1866–2003: istoriko-biograficheskiy spravochnik [Moscow Conservatory: From the origins to the present day. 1866–2003: historical and biographical reference book], editor-compiler Natalya A. Mironova. Moscow: Progress-Traditsiya, pр. 135–137 (in Russian).
[11] Sviridova, Irina K. (1966). Kabinet narodnoy muzyki [The Folk Music Cabinet], prepared by Irina K. Sviridova. Moscow: Muzyka, 104 p. (in Russian).
[12] Smirnov, Dmitriy V. (2023). “Kafedra muzykal’nogo fol’klora Moskovskoy konservatorii (osnovanie i rabota v pervye gody Velikoy Otechestvennoy voiny)” [“The Department of Musical Folklore of the Moscow Conservatory (Its Establishment and Activity During the First Years of the Great Patriotic War)”]. In Traditsionnaya kul’tura [Traditional culture]. 2023. Vol. 24. No. 1, pp. 134–145 (in Russian). https://doi. org/10.26158/TK.2023.24.1.012
[13] ________ (1950). “Razvivat’ i kultivirovat’ narodnoye tvorchestvo” [“To develop and cultivate folk art”]. In Sovetskaya muzyka [Soviet Music]. 1950, no. 4 (137), pp. 7–11 (in Russian). Available at: https://mus.academy/articles/razvivat-i-kultivirovat-narodnoe-tvorchestvo (accessed: 25.03.2024).