Научная статья
doi: https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.007
Основные векторы творческого поиска в исполнительской деятельности К. А. Эрдели
Автор: Марина Михайловна Подгузова
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Москва, Россия
marina.podguzova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8397-477X
Аннотация
Статья посвящена исполнительской деятельности выдающейся отечественной арфистки К. А. Эрдели. Широко известно, что концертирование являлось одним из основных направлений ее творчества, которому было посвящено около семи десятков лет жизни исполнительницы. Ксения Александровна выступала на разных концертных площадках царской России и Советского Союза. География ее гастрольных поездок поражает своей широтой и охватом фактически всех городов нашей страны. В каждом из них она старалась сделать свой инструмент любимым, доступным и близким всем без исключения слушателям. В предлагаемой публикации впервые предприняты попытки анализа исполнительской деятельности К. А. Эрдели. Рассмотрены основные векторы творческого поиска в контексте активной работы арфистки по обогащению и качественному обновлению концертного репертуара. Сделан вывод о принципиальном значении для отечественного арфового искусства впервые введенной ею практики сольных арфовых концертов. Представленные в статье архивные документы — письма зарубежных коллег, программа концерта исполнительницы, списки ее неопубликованных переложений и редакций для ансамблей арф и камерных составов с участием инструмента — позволяют сделать вывод о беспрецедентном значении для отечественного арфового искусства деятельности К. А. Эрдели, сумевшей поднять исполнительство на данном инструменте на небывалую до того времени высоту.
Ключевые слова: Ксения Эрдели, арфа, арфистка, арфовое искусство, арфовое исполнительство, арфовый репертуар
Для цитирования: Подгузова М. М. Основные векторы творческого поиска в исполнительской деятельности К. А. Эрдели // Opera musicologica. 2024. Том 16. № 1. С. 136–149. https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.007
Статья поступила в редакцию: 18.10.2023; одобрена после рецензирования: 02.11.2023; принята к публикации: 15.01.2024; опубликована: 25.03.2024.
Список источников
[1] Фёдорова 2018 — Фёдорова М. А. История класса арфы Московской консерватории (по архивным материалам): дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. Москва, 2018. 241 с.
[2] Эрдели 2015 — Эрдели К. А. Арфа в моей жизни. Санкт-Петербург: Люмьер. 2015. 196 с.
Original article
The Main Vectors of Creative Search in the Performing Activity of K. A. Erdeli
Author: Marina M. Podguzova
Moscow State Tchaikovsky Conservatory, Moscow, Russia
marina.podguzova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-8397-477X
Abstract
The article is devoted to performing activities of the outstanding domestic harpist K. A. Erdely. It is widely known that concert performance was one of the main directions of her work, taking about seven decades of the performer's life. Ksenia Alexandrovna performed at various concert venues in Tsarist Russia and the Soviet Union. The geography of her tours is striking, covering practically all cities of our country. In each of them, she tried to make her instrument loved, accessible and close to all listeners without exception. The proposed publication is the first to make an attempt to analyze the performance activities of K. A. Erdely, considering the main vectors of her creative search and active work to enrich and update the quality of her concert repertoire. The conclusion is made about fundamental importance of the practice of solo harp concerts, that she was the first to introduce, for the domestic harp art. The archival documents presented in the article — letters from foreign colleagues, the concert program of the performer, lists of her unpublished transcriptions and editions for harp ensembles and chamber compositions with the instrument — allow us to conclude that the activity of K. A. Erdely is unprecedented for the domestic harp art, as managed to raise the level of harp performance, to an unprecedented height.
Keywords: Ksenia Erdely, harp, harpist, harp art, harp performance, harp repertoire
For citation: Podguzova, Marina M. The Main Vectors of Creative Search in the Performing Activity of K. A. Erdeli. Opera musicologica. 2024. Vol. 16, no. 1. Р. 136–149. (In Russ.). https://doi.org/10.26156/operamus.2024.16.1.007
The article was submitted: 18.10.2023; approved after reviewing: 02.11.2023; accepted for publication: 15.01.2024; published: 25.03.2024.
References
[1] Fedorova, Mariya A. (2018) Istoriya klassa arfy Moskovskoy konservatorii (po arkhivnym materialam) [History of the harp class of the Moscow Conservatory (based on archival materials)]: Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02. Moscow State Tchaikovsky Conservatory responsible organization. Moscow, 241 pp. (in Russian, unpublished).
[2] Erdeli, Kseniа (2015). Arfa v moey zhizni [Harp in my life]. St. Petersburg: Lyum’er. 196 p. (in Russian).