Вишнева Диана Викторовна

Кафедра режиссуры балета
Доцент

• Народная артистка России (2007)
• Лауреат Государственной премии России (2000)
• Лауреат Международного конкурса артистов балета (Лозанна, 1994)
• Лауреат премий «Божественная» (1995), Benois de la Danse (1996), «Золотой софит» (1996, 2011), «Балтика» (1998), «Золотая маска» (2001, 2009, 2013), «Танцовщица года – 2002» (Dancer of Europe), премии журналов «Балет» (2003), Dance Magazine (2017)

Диана Вишнёва родилась в Ленинграде. Окончила Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой (класс профессора Людмилы Ковалевой). Последний год обучения совмещала со стажировкой в Мариинском театре. В 1995 году Диана Вишнёва принята в труппу Мариинского театра, а с 1996 года является солисткой Мариинского театра.

Диана Вишнёва активно выступает на ведущих театральных площадках Европы. В 2001 году она дебютировала в Мюнхенском Staatsballett («Манон» Кеннета Макмиллана) и театре Ла Скала (Аврора – «Спящая красавица» в версии Рудольфа Нуреева), а в 2002 году выступила на сцене Opera de Paris (Китри – «Дон Кихот» в версии Рудольфа Нуреева). В 2003 году состоялся ее дебют на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке (Джульетта – «Ромео и Джульетта», хореография Кеннета Макмиллана).

В 2002 году Диана Вишнёва в качестве приглашенной солистки начала сотрудничество с театром Staatsoper (Берлин), где исполняла главные партии в балетах «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро» (версия Патриса Барта), «Кольцо вокруг кольца» Мориса Бежара, «Манон» и «Спящая красавица». В 2005–2017 годах балерина являлась приглашенной солисткой Американского театра балета (танцевала в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Манон», «Ромео и Джульетта», Ballet Imperial, «Спящая красавица», The Dream, «Баядерка»). В Американском театре балета Диана Вишнёва исполнила главные партии в балетах: «Сильвия» и Thaïs Pas de deux (хореография Фредерика Аштона), «На Днепре» (хореография Алексея Ратманского), «Дама с камелиями» (хореография Джона Ноймайера) и «Онегин» (хореография Джона Кранко). В качестве приглашенной солистки выступала с труппой Большого театра России, среди исполненных спектаклей «Утраченные иллюзии» (хореография Алексея Ратманского), «Квартира» (Хореография Матса Эка).

Диана Вишнёва активно сотрудничает с известными современными хореографами и режиссерами. В 2005 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета Петра Зуски «Руки моря», поставленного специально для Дианы Вишнёвой. В 2007 году Андрей Могучий и Алексей Кононов осуществили постановку спектакля «Silenzio. Диана Вишнёва». В феврале 2009 года Диана Вишнёва в содружестве с Ardani Artists Management и Orange County Performing Arts Center представила программу «Красота в движении» («Лунный Пьеро» Алексея Ратманского, «Повороты любви» Дуайта Родена, F.L.O.W. Мозеса Пендлтона).

В марте 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Парк» (хореография Анжелена Прельжокажа) при участии Дианы Вишнёвой. В октябре того же года балерина представила проект «Диана Вишнёва: Диалоги», осуществленный при поддержке Мариинского театра, Фонда Дианы Вишнёвой и компании Ardani Artists. В 2013 году состоялась премьера проекта «Диана Вишнёва: Грани», в программу которого вошли балет Жана-Кристофа Майо «Переключение» и «Женщина в комнате» Каролин Карлсон.

В 2013 году основала международный фестиваль современной хореографии «Context. Diana Vishneva», в рамках которого исполняла постановки Иржи Килиана, Ханса ван Манена, Охада Наарина, Марко Гёкке.

Репертуар на сцене Мариинского театра:
«Жизель» (Жизель) – хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа;
«Корсар» (Гюльнара, Медора) – постановка Петра Гусева на основе композиции и хореографии Мариуса Петипа;
Grand pas из балета «Пахита» (вариация) – хореография Мариуса Петипа;
«Баядерка» (Никия) – хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани;
«Баядерка» (Никия) – хореография Мариуса Петипа, реконструкция спектакля 1900 года;
«Спящая красавица» (Аврора) – хореография Мариуса Петипа, реконструкция спектакля 1890 года;
«Спящая красавица» (Аврора)  – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
«Щелкунчик» (Маша) – хореография Василия Вайнонена, а также постановка Михаила Шемякина с хореографией Кирилла Симонова;
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия, Друзья принца)  – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, редакция Константина Сергеева;
«Раймонда» (Раймонда, Гериетта) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
«Дон Кихот» (Китри) – хореография Александра Горского по мотивам спектакля Мариуса Петипа;
балеты Михаила Фокина: «Шехеразада» (Зобеида), «Жар-птица» (Жар-птица), «Видение розы», «Лебедь»;
Pas de quatre (Фанни Черрито) – хореография Антона Долина;
Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского;
«Ромео и Джульетта» (Джульетта) – хореография Леонида Лавровского;
«Легенда о любви» (Мехменэ-Бану) – хореография Юрия Григоровича;
«Кармен-сюита» (Кармен) – хореография Альберто Алонсо;
балеты Джорджа Баланчина: «Аполлон» (Терпсихора), «Симфония до мажор» (III. Allegro vivace), Pas de deux на музыку П.И. Чайковского, «Драгоценности» («Рубины»), Фортепианный концерт № 2 (Ballet Imperial);
«В ночи» (I дуэт) – хореография Джерома Роббинса;
«Юноша и смерть», «Кармен» (Кармен) – хореография Ролана Пети;
«Манон» (Манон) – хореография Кеннета Макмиллана;
балеты Джона Ноймайера: Spring and Fall, Now and Then, «Звуки пустых страниц»;
балеты Алексея Ратманского: «Поэма экстаза», «Золушка» (Золушка), «Анна Каренина» (Анна Каренина);
Les Bras de mer – хореография Петра Зуски;
балеты Уильяма Форсайта: «Там, где висят золотые вишни» и Steptext;
«Парк» – хореография Анжелена Прельжокажа;
балеты Ханса ван Манена: «Старик и я», Live;
«Диана Вишнёва: Красота в движении» («Лунный Пьеро» Алексея Ратманского, «Из любви к женщине» Дуайта Родена, «Повороты любви» Мозеса Пендлтона);
«Диана Вишнёва: Диалоги» («Лабиринт» Марты Грэм, «Диалог» Джона Ноймайера, «Объект перемен» Пола Лайтфута и Соль Леон);
«Диана Вишнёва: Грани» («Переключение» Жана-Кристофа Майо, «Женщина в комнате» Каролин Карлсон).

Также в репертуаре:
«Маргарита и Арман» (Маргарита) – хореография Фредерика Аштона;
«Болеро» – хореография Мориса Бежара.

Официальный сайт Дианы Вишнёвой: www.dianavishneva.com