Требования к вступительным испытаниям по русскому языку, по литературе


Консерватория самостоятельно проводит экзамены по русскому языку, по литературе для абитуриентов, имеющих право на поступление по результатам таких испытаний.

Экзамен по русскому языку, проводимый Консерваторией самостоятельно, организуется в форме диктанта объемом не более 450 слов.
Время написания – 2 часа.
В диктанте проверяются знания и навыки в области орфографии, пунктуации и грамматики в объеме основной общеобразовательной программы среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Диктант оценивается по 100-балльной шкале.

Экзамен по литературе, проводимый Консерваторией самостоятельно, организуется в устной форме по билетам, в которые включаются вопросы в объеме основной общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Перечень произведений, выносимых на экзамен, соответствует перечню произведений, выносимых в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по литературе.

Критерии оценки ответа: билет состоит из трех вопросов, два из которых оцениваются 30 баллами каждый, третий (предполагающий, в том числе, чтение наизусть стихотворных фрагментов) – 40 баллами (из которых 30 баллов складываются по тем же критериям, что и две другие 30-балльные оценки; а 10 баллов выставляются за чтение наизусть); общая сумма возможных баллов составляет 100 баллов.
При оценивании ответа учитываются:
1) понимание вопроса, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;
2) привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопрос, цитирование наизусть, точность в передаче фактического материала;
3) аргументированность суждений, убедительность приводимых доказательств и обоснованность выводов;
4) использование необходимых для ответа терминов и понятий;
5) композиционная стройность ответа;
6) ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность.

Литературные произведения

Из древнерусской литературы.

  • «Слово о полку Игореве».

Из литературы XVIII века.

  • Д.И. Фонвизин. «Недоросль».
  • Г.Р. Державин. «Памятник».

Из литературы первой половины XIX века.

  • В.А. Жуковский. «Море». «Светлана».
  • А.С. Грибоедов. «Горе от ума».
  • А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «Деревня», «Погасло дневное светило», «Узник», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»), «Пророк», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще, быть может», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Туча», «Вновь я посетил», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». «Капитанская дочка». «Медный всадник». «Евгений Онегин».
  • М.Ю. Лермонтов.«Парус», «Нет, я не Байрон, я другой», «Смерть Поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою»), «Тучи», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную»), «Как часто, пестрою толпою окружен», «И скучно и грустно», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана»), «Из-под таинственной, холодной полумаски», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк». «Песня про… купца Калашникова». «Мцыри». «Герой нашего времени».
  • Н.В. Гоголь. «Ревизор». «Шинель». «Мертвые души».

Из литературы второй половины XIX века.

  • А.Н. Островский. «Гроза».
  • И.С. Тургенев. «Отцы и дети».
  • Ф.И. Тютчев. «С поляны коршун поднялся», «Полдень», «Есть в осени первоначальной», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим», «Нам не дано предугадать», «Певучесть есть в морских волнах», «К Б.» («Я встретил Вас – и все былое»).
  • А.А. Фет. «Вечер», «Это утро, радость эта», «Шепот, робкое дыханье», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею», «Одним толчком согнать ладью живую», «Учись у них – у дуба, у березы».
  • И.А. Гончаров. «Обломов».
  • Н.А. Некрасов. «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди», «Поэт и Гражданин», «Железная дорога», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода»), «О Муза! я у двери гроба». «Кому на Руси жить хорошо».
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
  • Л.Н. Толстой. «Война и мир».
  • Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

Из литературы конца XIX – начала XX века.

  • А.П. Чехов. «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник». «Вишневый сад».
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

Из литературы первой половины XX века.

  • М. Горький. «Старуха Изергиль». «На дне».
  • А.А. Блок. «Вхожу я в темные храмы», «Фабрика», «Русь», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво» (из цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить». «Двенадцать».
  • В.В. Маяковский. «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся». «Облако в штанах».
  • С.А. Есенин. «Гой ты, Русь, моя родная!», «Не бродить, не мять в кустах багряных», «О красном вечере задумалась дорога», «Мы теперь уходим понемногу», «Запели тесаные дроги», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу», «Русь Советская».
  • М.И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины», «Тоска по родине! Давно», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог».
  • О.Э. Мандельштам. «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез», «Батюшков».
  • А.А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить», «Заплаканная осень, как вдова», «Творчество», «Сжала руки под темной вуалью», «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно», «Приморский сонет», «Родная земля». «Реквием».
  • М.А. Шолохов. «Тихий Дон». «Судьба человека».
  • М.А. Булгаков. «Белая гвардия». «Мастер и Маргарита».
  • Б.Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Никого не будет в доме», «Снег идет», «Во всем мне хочется дойти», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Из литературы второй половины ХХ века.

  • А.Т. Твардовский. «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины». «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).
  • А.И. Солженицын. «Матренин двор».
  • Проза второй половины XX века.: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).
  • Поэзия второй половины XX века: Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).
  • Драматургия второй половины ХХ века: А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (пьесы не менее трех авторов по выбору).