ЧЕЗИ, Бениамино (Beniamino Cesi) (1845–1907)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

ЧЕЗИ (Сеsi), Бениамино (Beniamino, Беньямино, Вениамин) (6 ноября 1845, Неаполь – 19 января 1907, там же) — итальянский пианист, педагог. Профессор (1887).

С пяти лет учился игре на фортепиано у отца. Затем брал частные уроки у С. Тальберга (1855–1862). Занимался композицией в Неаполитанской консерватории у С. Меркаданте и А. Паппалардо.

Концертировал как солист и ансамблист в Италии, Франции, Англии, Египте, России. Выступал с известной певицей А. Барби, исполняя вокальные произведения старинных итальянских композиторов, песни и романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана и И. Брамса. Являлся одним из лучших представителей старой фортепианной школы. Обладал шлифованной виртуозной фортепианной техникой.

Издал в своей обработке весь вокальный репертуар А. Барби. Автор фортепианных пьес и романсов (изданы), школы фортепианной игры и оперы «Виттор Пизани» («Vittor Pisani», рукопись).

Профессор кл. фортепиано в Неаполитанской консерватории (1866–1887). Среди его учеников — композитор Р. Леонкавалло, пианист и дирижер Д. Мартуччи и другие.

Большой знаток старинной музыки, горячий поклонник И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта и Л. Бетховена.

Чези высоко ценил А. Г. Рубинштейн, который и пригласил его на работу в Санкт-Петербург.

В Санкт-Петербургской консерватории: профессор кл. фортепиано (1887–1890). Среди учеников — С. М. Майкапар, В. П. Риццони и другие.

По воспоминаниям Майкапара, Чези использовал изолированную пальцевую игру без помощи всей руки и очень умеренном участии кисти. Не признавал новые приемы фортепианной техники с применением «кистевой рессоры», которые развивали Т. Лешетицкий и его ученики.

Педагогический метод Чези основывался на последовательном продвижении от сравнительно простых произведений к более сложным. Работа над техникой начиналась с этюдов Й. Кесслера, С. Тальберга, А. Л. Гензельта, «Каприсов» К. В. Мюллера, а заканчивалась этюдами Ф. Шопена и Ф. Листа. Развивал самостоятельность музыкального мышления.

Вынужден был прекратить педагогическую деятельность в Консерватории из-за тяжелой болезни. С 1980 преподавал музыку в Мещанском (Александровском) училище (с 1891 — Александровском институте), а затем уехал на родину.

Библиография

Литература: Cesi Beniamin // Grove. A dictionary of music and musicians in 5 volumes. Volume 1. London, 1927. P. 595; Чези Беньямино // Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, [1901–1904]. С. 1405; Майкапар С. М. Профессор Вениамин Чези и мои занятия у него [в Санкт-Петербургской консерватории] // Майкапар С. М. Из музыкально-педагогического наследия / [авт. вступ. ст. А. Е. Майкапар]. Вып. 1: Годы учения; о Бетховене; о фортепианной педагогике. М., 2003. С. 91–108.

Архивные источники

Договоры за 1888/1889. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 9. Д. 182. Л. 2–4.

Н. Б. Селиверстова, 2012