МЕЛЬНИКОВ, Иван Александрович (1832–1906)

Кафедра сольного пения
Профессор

МЕЛЬНИКОВ, Иван Александрович (21 февраля / 5 марта 1832, Санкт-Петербург – 25 июня / 8 июля 1906, там же; Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры) — оперный и концертный певец (баритон). Солист Его Императорского Величества (1888). Профессор (1877). Отец оперного режиссера П. И. Мельникова.

Родился в семье купца. В 1843–1850 учился в Санкт-Петербургском коммерческом училище, там же получил первоначальное музыкальное образование. По окончании училища работал в торговой конторе отца. С 1861 брал уроки пения у Г. Я. Ломакина, затем совершенствовался у П. Репетто в Санкт-Петербурге и Э. Репетто в Милане.

В 1862–1866 принимал участие в концертах Бесплатной музыкальной школы. В 1867–1892 служил в Императорской Русской оперной труппе Мариинского театра, с 1888 — солист Его Императорского Величества. В 1890–1892 работал режиссером театра.

Солировал в наиболее значительных баритоновых и некоторых басовых партиях русских и зарубежных опер. Дебютировал в партии Ричарда Форта («Пуритане» В. Беллини). Наиболее ярко талант Мельникова проявился в исполнении партий русских опер. Среди его лучших ролей — Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского, 1-е исполнение 2-й редакции, 1874), Кочубей («Мазепа» П. И. Чайковского, 1-е исполнение, 1884), Демон («Демон» А. Г. Рубинштейна, 1-е исполнение, 1875), Дон Жуан («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Амонасро («Аида» Дж. Верди), Вольфрам фон Эшенбах («Тангейзер» Р. Вагнера, 1-е исполнение в России, 1874), Тельрамунд («Лоэнгрин» Р. Вагнера). Был также первым исполнителем партий Вильяма Ратклифа («Вильям Ратклиф» Ц. Кюи, 1869), Князя Игоря («Князь Игорь» А. Бородина, 1890), Графа Томского («Пиковая дама» П. И. Чайковского, 1890), партий в зарубежных операх, впервые поставленных в Мариинском театре: Жоржа Жермона («Травиата» Дж. Верди, на русском языке, 1868), Валентина («Фауст» Ш. Гуно, 1869), Януша («Галька» С. Монюшко, 1870), Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе, 1885), Леско («Манон» Ж. Массне, 1-е исполнение в России, 1885).

До 1890-х выступал в публичных концертах, исполнял камерные сочинения русских и зарубежных композиторов, арии из кантатно-ораториальных сочинений. Исполнил сцену из «Альцесты» К. В. Глюка под управлением Г. Берлиоза (1868), сольные партии в финале 9-й симфонии Л. ван Бетховена (под управлением М. Балакирева, 1870), в оратории «Легенда о Св. Елизавете» Ф. Листа (под управлением Э. Направника, 1872). В 1888 вместе с М. Долиной гастролировал в городах России.

Среди сценических партнеров — В. М. Васильев, М. А. Дейша-Сионицкая, Ф. П. Комиссаржевский, А. П. Крутикова, М. К. Леонова, Д. А. Орлов, Э. К. Павловская, О. А. Петров, Ю. Ф. Платонова, М. И. Сариотти, М. А. Славина, Ф. И. Стравинский.

В Консерватории: профессор класса сольного пения (январь 1877), выбыл по окончании 1877/1878 учебного года. Среди учеников — Ф. Ф. Беккер, И. Я. Горди (Гордиевский), М. Зельцер, Е. И. Конча, Н. А. Преображенский. Уроки вокала у Мельникова брали также Л. Д. Донской, граф. А. Д. Шереметев, а также некоторые члены царской фамилии.

В 1890 совместно с Ф. Ф. Беккером учредил Бесплатный хоровой класс — смешанный хор. Концерты коллектива под управлением Мельникова и Беккера проходили в залах городской думы и Городского кредитного общества, исполнялись духовные и светские сочинения для хора a cappella. Составил ряд репертуарных сборников хоровой музыки (три сборника «Русских хоров» для женских, мужских и смешанных голосов).

Талант певца высоко ценили выдающиеся современники — В. В. Стасов, М. П. Мусоргский, А. Г. Рубинштейн (посвятил Мельникову романс «Бор сосновый в стране одинокой стоит»), П. И. Чайковский (посвятил романс «Я с нею никогда не говорил» op. 25 № 5, 1875), Э. Ф. Направник (посвятил романс «Казак» op. 22, 1875 и четыре романса на сл. А. Майкова op. 35, 1880), Ц. А. Кюи (посвятил певцу в день его юбилея произведение для смешанного хора «Баркарола» оp. 46 № 5, 1893).

Оставил литературные работы, впервые опубликованные в периодической печати в 1890–1900-е: «Аделина Патти и Э. Ф. Направник: Отрывки из воспоминаний», «Автобиография», «Из воспоминаний», «Записки И. А. Мельникова» (неокончено).

Портрет певца написал художник В. Маковский (1902). После смерти Мельникова по инициативе Э. Ф. Направника в Мариинском театре был установлен его мраморный бюст. В Государственном Русском музее находится скульптурный портрет певца работы П. П. Забелло.

Библиография

Сочинения: [Сочинения И. А. Мельникова] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: в 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. С. 324.

Литература: Отчет Санкт-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и Консерватории за 1876/1877 год. СПб., 1878. 141 с.; Мельников Иван Александрович // Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей / сост. И. А. Рубец. СПб., 1886. С. 59–60; Лебедев Д. Н. Новые достижения // Лебедев Д. Н. Мастера русской оперной сцены. Изд. 2-е, доп. Л., 1973. С. 32–55; Мельников Иван Александрович: [биографическая справка и библиографический список] // Пружанский А. М. Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: в 2-х ч. Ч. 1. М., 1991. С. 323–324; Романовский Н. В. Мельников Иван Александрович // Романовский Н. В. Хоровой словарь. М., 2000. С. 102; Романовский Н. В. Бесплатный хоровой класс И. А. Мельникова // Романовский Н. В. Хоровой словарь. М., 2000. С. 23; Петровская И. Ф. Мельников Иван Александрович: [биографическая справка и библиографический список] // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энциклопедический словарь-исследование. СПб., 2010. Т. 11. Кн. 2. С. 25–26.

Нотография

Сборник квартетов для мужских голосов [переводных с немецкого]: Партитура и голоса. Вып. 2. СПб., 1883. 112 с.; Сборник переводных хоров для смешанных голосов: Партитура и голоса. Вып. 1–3. СПб., [1889–1901]; Сборник переводных хоров для женских голосов: Партитура и голоса. Вып. 1–2. СПб., [1890]; Сборник переводных хоров для мужских голосов: Партитура и голоса. Вып. 3. СПб., 1897. 127 с.; Русские хоры для смешанных голосов [без сопровождения]: Партитура. Изд. 2-е, испр. Вып. 1. М.: П. Юргенсон, [1912]. 102 c.; Русские хоры для смешанных голосов [без сопровождения]: Партитура. Вып. 2. М., 1929.

А. Н. Цветкова, 2012