МАЙКАПАР, Самуил Моисеевич (1867–1938)

Кафедра специального фортепиано
Профессор

МАЙКАПАР, Самуил Моисеевич (6/18 декабря 1867, Херсон Херсонской губернии Российской империи, ныне Украина – 8 мая 1938, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; Литераторские мостки Волкова (ныне Волковского) кладб.) — пианист, композитор, педагог и музыкальный писатель. Профессор 1-й степени (1917).

Детство Майкапара прошло в Таганроге. Первые уроки музыки получил от матери, талантливой пианистки. С 7 лет учился игре на фортепиано у частного педагога Гаэтано Молла. Рано начал выступать на музыкальных вечерах как солист и аккомпаниатор. Гимназическому периоду принадлежат первые фортепианные пьесы. В 1881 игру Майкапара услышала известная пианистка С. О. Ментер (ученица Ф. Листа) и дала высокую оценку его способностям. Окончив с медалью гимназию в Таганроге (1885), Майкапар уехал в Санкт-Петербург для продолжения образования.

Окончил философско-юридический ф-т Императорского Санкт-Петербургского университета (1891). Одновременно учился в Консерватории, где его педагогами по кл. игры на фортепиано были В. В. Демянский (1885–1886), В. Чези (1886–1890), Й. Вейс (1890–1893). Посещал кл. камерного ансамбля Л. Ауэра, кл. гармонии А. К. Лядова. По совету А. Г. Рубинштейна начал заниматься композицией у Н. Ф. Соловьёва (1892–1893). В консерваторский период сочинил ряд произведений, среди которых — кантата и фортепианная соната, исполненная автором на выпускном экзамене.

После окончания Консерватории уехал в Вену, где четыре года совершенствовался в игре на фортепиано у Т. Лешетицкого (1894–1898). Концертировал в Берлине, Лейпциге, Санкт-Петербурге, Москве и других городах.

В 1898 вернулся в Россию. В Москве и Санкт-Петербурге выступал как солист и ансамблист с разнообразными программами. Исполнял произведения И. С. Баха, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена, Э. Грига, П. И. Чайковского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, А. С. Гречанинова, А. К. Лядова, а также пьесы Т. Лешетицкого, М. Мошковского, И. Штрауса, К. Таузига и собственные сочинения. Выступал в концертах с Л. Ауэром и И. В. Гржимали, сотрудничал со скрипачом В. Г. Вальтером. Исполнительская манера Майкапара отличалась интеллектуальностью, строгим самоконтролем. Критики называли его «вдумчивым, солидным музыкантом» и отмечали «профессорскую» игру (Русская музыкальная газета. 1910. № 50. С. 1135; 1911. № 14. С. 369–370; 1913, № 10. С. 251).

Склонность к теоретическому анализу исполнительства нашла выражение в первом исследовании Майкапара — «Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и методы правильного развития» (1900, опубликован в 1915, Петроград).

Открыл собственную музыкальную школу в Твери, где вел класс фортепиано (1901–1903(4)[?]). Педагогическая практика побудила к сочинению детского репертуара. Первые детские опусы имели успех: «Три прелюдии», ор 3; «Восемь миниатюр», ор 4; «Лирические вариации», ор. 5 и другие.

Был в составе московского Научно-музыкального кружка, созданного из московских музыкантов по инициативе С. И. Танеева. Выполнял обязанности секретаря кружка (1901–1904), публикуя отчеты о деятельности в журнале «Русская музыкальная газета».

В 1903 уехал в Германию, в Лейпциг. Был известен как концертирующий пианист и частный педагог (1903–1910). Подружился с издателем Ю. Циммерманом, который опубликовал его фортепианные пьесы: «Мелодия», op. 10; «Мимолетные мысли», ор. 11, «Фантастические вариации», ор. 12, «Октавные интермеццо», ор. 13, «12 кистевых прелюдий», ор. 14 и другие.

В 1910 директор Консерватории А. К. Глазунов пригласил Майкапара на работу.

В Консерватории: преподаватель (1910), старший преподаватель (1912), профессор 2-й степени (1915), профессор 1-й степени (1917–1930) кл. игры на фортепиано. Выпустил более 40 учеников, многие из которых стали талантливыми педагогами, среди них — С. С. Ляховицкая, И. А. Браудо.

С 1911 регулярно принимал участие в педагогических концертах (Малый зал Консерватории). Его концерты вызывали интерес в профессиональной среде и освещались в журнале «Русская музыкальная газета». К 100-летию со дня смерти Л. Бетховена впервые исполнил в течение 7 вечеров все 32 сонаты (Малый зал Конс., 1927). Тогда же был издан труд Майкапара «Значение творчества Бетховена для нашей современности» с предисловием А. В. Луначарского.

Был одним из организаторов Ленинградского кооперативного издательства «Тритон», по заказу которого сочинил детский цикл «Бирюльки» (1925).

В 1929 по состоянию здоровья оставил работу в Консерватории. Выступал в Ленинграде и в Киеве с авторскими концертами, пропагандируя свои детские и юношеские произведения для фортепиано, скрипки и фортепиано, детского ансамбля. Был членом жюри детского конкурса юных дарований (1934). Написал статью «Детский инструментальный ансамбль и его значение в системе музыкального воспитания» (1935). В последние годы создал «20 педальных прелюдий» (систематическая школа педализации), а также ряд детских ансамблей для различных инструментальных составов. Среди произведений для взрослых — струнный квартет, соната для фортепиано, ряд романсов и другие.

Сыграл значительную роль в обогащении и развитии педагогического детского и юношеского фортепианного репертуара. Его произведения для взрослых и детей (всего более 200 сочинений) отличает яркая образность, мелодичность и изящество фактуры.

Сыграл значительную роль в обогащении и развитии педагогического детского и юношеского фортепианного репертуара. Его произведения для взрослых и детей (всего более 200 сочинений) отличает яркая образность, мелодичность и изящество фактуры.

Библиография

Сочинения: Значение творчества Бетховена для нашей современности. М., 1927. 134 с.; Годы учения. М.; Л., 1938. 200 с.; Как работать на рояле. Беседа с детьми. Л., 1963. 32 с.; Начало пути // Музыкальная жизнь. 1968. № 1. С. 20–24; Моя музыкально-педагогическая исповедь // Ленинградская консерватория в воспоминаниях: в 2 кн. Изд. 2-е, доп. Кн. 2. Л., 1988. С. 35–40; Из музыкально-педагогического наследия. М., 2003. 326 с.; Музыкальный слух: его значение, природа, особенности и методы правильного развития. 3-е изд., испр. и доп. Челябинск, 2005. 254 с.; Музыкальное исполнительство и педагогика: из неизданных трудов. Челябинск, 2006. 220 с.

Литература: Петрова К. Композитор, посвятивший свое творчество детям // Музыкальная жизнь. 1961. № 14. С. 12; Вольман Б. Л. Самуил Моисеевич Майкапар. очерк жизни и творчества. Л., 1963. 72 с.; Ямпольский И. М. Майкапар Самуил Моисеевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 3. М., 1976. Стб. 398. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/4651/МайкапарВеликович Э. Они писали для детей // Музыка — детям: вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып. 3. Л., 1976. С. 134–142. (Очерк к 110-летию со дня рождения С. М. Майкапара); Блок Вл. С. Майкапар. Пьесы для детей и юношества // Музыкальная жизнь. 1977. № 14. С. 10, 14; Майкапар А. Мой дед — Самуил Майкапар // Музыкальная жизнь. 1994. № 11/12. С. 26–28; Литвинова Т. А. Самуил Моисеевич Майкапар — пианист, теоретик, музыкальный писатель // Musicus. 2008. № 1 (10). С. 48–50. URL: http://old.conservatory.ru/files/48-50_musicus_10.pdfМайкапар А. Е. Самуил Майкапар — личность и произведения: к 145-летию со дня рождения // Музыкальная жизнь. 2013. № 2. С. 48–50.

Нотография

Список музыкальных произведений для детей и юношества С. М. Майкапара // Майкапар С. М. Годы учения. М.; Л., 1938. С. 194–198; Перечень музыкальных произведений [С. М. Майкапара] // Вольман Б. Л. Самуил Моисеевич Майкапар: очерк жизни и творчества. Л., 1963. С. 68–71.

Н. Б. Селиверстова, 2014