ФЕРРЕРО, Иван Осипович (Giovanni Ferrero) (1817–1877)

Кафедра виолончели, арфы, контрабаса и квартета
Профессор

ФЕРРЕРО (Ferrero, Фереро), Иван (Giovanni) Осипович (8 августа 1817, Савильяно, Италия – 11/23 мая 1877, Санкт-Петербург) — контрабасист, дирижер, педагог, композитор. Профессор (1862). Сардинский подданный.

Сын офицера сардинской армии. Музыкальное образование получил в Италии (в Турине[?]).

В Россию приехал в 1845. Выступал с сольными концертами в Санкт-Петербурге и был принят на службу в оркестр Императорских театров первым контрабасистом, с 1854 — солист-контрабасист.

В 1845 назначен надзирателем Нотной конторы Императорской Придворной библиотеки, затем заведующим библиотекой (1850). С 1868 — инспектор музыки Императорских театров Санкт-Петербурга.

Как контрабасист (солист и ансамблист) участвовал в Университетских симфонических концертах и других петербургских концертах. Выступал как дирижер в Мариинском театре, в концертах Филармонического общества, руководил оркестром В. Боргезе. С 1858 ежегодно в летние месяцы концертировал как солист и дирижер симфонических концертов в Турине.

Педагогическую работу начал в инструментальных классах Императорской Придворной певческой капеллы (с 1858), где у него обучался В. А. Жданов.

В Консерватории: первый профессор кл. игры на контрабасе (1862–1877). Преподавал также нотописание (1862–?). В период 1872–1876 руководил «оперными упражнениями» учащихся (постановками фрагментов опер).

А. Г. Рубинштейн заказал большое количество новых инструментов у петербургского мастера Л. Отто специально для Ферреро. Первым в Санкт-Петербурге ввел употребление усовершенствованного (французского) контрабасового смычка с низкой колодкой, благодаря которому звук контрабаса выигрывал в звучности тона, а техника инструмента получила значительно большее развитие. В обучении контрабасистов считал важным сместить акцент с сольного исполнительства на ансамблевое и изменить соответственно экзаменационные программы.

Среди учеников — И. А. Соколов, артисты Императорских театров Н. В. Козель (1865, аттестат), М. Макаров (1865, аттестат), А. А. Штарк (1872, аттестат), Э. Г. Пертель (1875, аттестат), К. К. Орловский (1876, аттестат) и другие. В 1875–1877 в его классе также обучался М. М. Ипполитов-Иванов.

Автор сочинения «Andante и Полонез для контрабаса», а также ряда композиций для контрабаса и оркестра (не сохранились).

Библиография

Литература: Бессель В. В. Некролог: [Иван Осипович Ферреро] // Музыкальный листок: Еженедельная музыкальная газета. 1876/1877. № 20 (15 мая). С. 317; Время заведывания консерваторией Михаилом Павловичем Азанчевским (1871–1876) // Очерк пятидесятилетия деятельности С.-Петербургской консерватории / сост. А. И. Пузыревский и Л. А. Сакетти. Изд. 2-е, испр. и доп. Петроград, 1914. С. 44–54 (Об оперных упражнениях п/у М. Азанчевского и Дж. Ферреро см. с. 53–54); Контрабасовое искусство в России // Контрабас. История и методика: учеб. пособ. / ред.-сост. Б. В. Доброхотов. М., 1974. С. 73–84; Барутчева Э. С. Итальянские музыканты в Петербургской консерватории // Русско-итальянские музыкальные связи: сб. ст. / ред.-сост. А. К. Кенигсберг; ред. Н. А. Брагинская. СПб., 2004. С. 56–72; Раков Л. В. Контрабасовое искусство в России // Раков Л. В. История контрабасового искусства. М., 2004. С. 125–135 [О Дж. Ферреро см. на с. 130]; Петровская И. Ф. Ферреро Джиованни: [биогр. справка и библиогр. список] // Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург, 1801–1917: энцикл. словарь-исследование. Т. 11. Кн. 2. СПб., 2010. С. 410.

Иконография

Д. Ферреро // Сайт о контрабасе и контрабасистах. 2008. URL: http://grabant.ucoz.ru/photo/5-0-431.

Архивные источники

Списки преподавателей и служащих. 1862–1872. ЦГИА СПб. Ф. 361. Оп. 11. Д. 1. Л. 5 об.; Докладная записка проф. Конс. Ферреро директору М. П. Азанчевскому от 23.04.1873. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 64. С. 17. (по арх. карт. ИБО НМБ Конс.).

А. Н. Цветкова, 2012; М. В. Михеева, 2017