ЩЕРБАЧЁВ, Владимир Владимирович (1889–1952)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Профессор

ЩЕРБАЧЁВ, Владимир Владимирович (12/24 января 1889, Варшава – 5 марта 1952, Ленинград, ныне Санкт-Петербург, Волковское кладбище, Литераторские мостки) — композитор, педагог, музыкально-общественный деятель. Профессор (1926). Награжден Орденом Трудового Красного знамени (1943) и медалью «За доблестный труд в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.» (1945).

Родился в дворянской семье отставного подполковника. Остался сиротой в 11 лет. Воспитывался в интернате при 1-й Варшавской мужской гимназии, окончив ее с серебряной медалью (1906).

Четыре года обучался в Санкт-Петербургском университете на юридическом и историко-филологическом факультетах (1906–1910). Одновременно учился в Консерватории (1908–1914) по кл. теории композиции у А. К. Лядова, затем у М. О. Штейнберга. Среди педагогов — В. П. Калафати (гармония), Н. Н. Черепнин (чтение партитур), И. Боровка (фортепиано).

По рекомендации А. К. Глазунова был принят в качестве пианиста-концертмейстера в антрепризу С. П. Дягилева, с которой гастролировал в Монте-Карло, Венеции, Милане, Риме, Париже, Лондоне (1911).

Студентом давал частные уроки фортепиано и вел общий курс фортепиано для композиторов в Консерватории. Руководил хоровыми занятиями в Пятом Петербургском мужском четырехклассном училище (1913/1914).

В консерваторские годы написал романсы на стихи К. Д. Бальмонта для голоса и фортепиано (1908), Картину для симфонического оркестра «Вега» (1910), Первую сонату для фортепиано (1911), «Сказку» и «Шествие» для большого симфонического оркестра (1912), программную сюиту для фортепиано «Нечаянная радость», навеянную поэзией А. А. Блока (1913), Первую симфонию для большого симфонического оркестра (1913), романсы на слова Ф. И. Тютчева для голоса и фортепиано (1914), 2-ю сонату для фортепиано (1914).

Во время Первой мировой войны служил в чине подпоручика в Гвардейском Литовском полку, потом был переведен в военную автошколу (1914–1918), где познакомился и подружился с В. В. Маяковским. Написал романс на его стихи «Четыре. Тяжелые как удар» (1916).

После революции участвовал в Гражданской войне в рядах Рабоче-крестьянской Красной Армии (1918–1922). Начал работу в качестве заведующего концертной деятельностью Мастерской Общедоступного передвижного театра П. П. Гайдебурова (1918–1920).

Продолжил занятия с хором в Единой трудовой школе (бывшем Пятом мужском четырехклассном училище). Стал заведующим концертного подотдела Музыкального образования Наркомпроса. Назначен председателем художественного совета Музо, членом научно-методического совета, председателем комиссии по реформе музыкального образования, в деятельности которой участвовали Б. В. Асафьев и Н. Н. Стрельников (1920/1921).

В качестве члена Сорбиса активно продвигал идею необходимости функционирования филармонии (1921).

Преподавал на военно-музыкальных курсах Противовоздушной обороны и занимал должность профессора в Институте внешкольного образования (1921/1922). В 1923 году был командирован Наркомпросом в Дрезден с целью ознакомления с постановкой учебного дела в музыкальных учреждениях. В 1926 изучал новейшую музыкальную литературу и учебные планы в консерваториях и музыкальных академиях Австрии и Франции.

Заведовал теоретическим отделом Второго гос. музыкального техникума ЛенГубОНО (1925/1926), а затем — Центрального музыкального техникума (1926/1927). Одной из инициатив Щербачёва была идея единого трехступенного учебного процесса (школа — училище — консерватория) и внедрение композиторской специальности в программы учебных заведений среднего звена.

Избран научным сотрудником, а затем действительным членом и библиотекарем Российского института истории искусств (1921–1925), а также членом художественного совета Ленинградской филармонии (1925).

Был членом Ленинградской ассоциации современной музыки (ЛАСМ). В 1926 вместе с Б. В. Асафьевым возглавил Кружок современной музыки. Пропагандировал музыку С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, И. Ф. Стравинского, А. Берга, А. Шёнберга, А. Веберна, Б. Бартока, П. Хиндемита, а также совсем молодых Г. Н. Попова, Б. А. Арапова, П. Б. Рязанова, А. С. Животова, Ю. В. Кочурова, В. В. Волошинова и других.

Вошел в Союз композиторов сразу после его создания (1932). Председатель Правления Союза советских композиторов (СКК, 1935–1937, 1944–1946), председатель симфонической секции и член правления ССК (1946–1949). Участвовал в работе журнала «Ленинград», был членом Художественного совета ГАТОБа имени С. М. Кирова и художественного совета студии «Ленфильм» (1944–1952).

Круг композиторских интересов Щербачёва был очень широк и разнообразен. Сочинил Нонет для струнного квартета, флейты, арфы, фортепиано, женского голоса и хореографической партии, которую исполнила балерина О. И. Преображенская. Нонет был эффектно поставлен в Мастерской Общедоступного передвижного театра Н. Н. Евреиновым и П. П. Гайдебуровым (1919). Среди его сочинений — пять симфоний, среди которых выделяется Вторая симфония в 5 частях для солистов, хора и оркестра на стихи А. А. Блока (1926), симфонические картины, камерно-вокальные и камерно-инструментальные произведения, музыка к спектаклям и кинофильмам, оперетта «Табачный капитан» (1944), сюиты из незавершенных оперных и балетных произведений, массовые песни.

В Санкт-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) консерватории: преподаватель обязательного курса фортепиано для композиторов (1912–1914), и. о. профессора (1923), профессор (1926–1930; 1944–1948) каф. композиции, инструментовки и теории музыки. Инициатор реорганизации композиторского отделения (1925). Председатель композиторского отдела (1927). Вел введение в гармонический анализ (1927/1928 уч. г.). Заведующий композиторским отд. научно-композиторского ф-та и заведующий музыкально-теоретического межфакультетного отделения (1930/1931).

Педагогику Щербачёва отличало стремление расширить культурный кругозор своих студентов, привить навыки осмысления музыки в общехудожественном контексте эпохи, непримиримость к дилетантизму с установкой на выработку профессионального мастерства. Реформатор и новаторски мыслящий педагог, он был кумиром композиторской молодежи.

В Тбилисской консерватории: профессор (1930–1933) каф. композиции. Под его руководством воспитывались известные грузинские композиторы Р. К. Габичвадзе, Г. И. Кокеладзе, Е. С. Микеладзе, Ш. М. Мшвелидзе и другие.

Среди многочисленных учеников Щербачёва — известные музыковеды, дирижеры, композиторы: Г. Н. Попов, Г. В. Киладзе, Н. Н. Туския, Б. А. Арапов, Ш. С. Асланишвили, И. М. Белоземцев, В. М. Березовский, С. Н. Богоявленский, А. К. Буцкой, В. В. Волошинов, А. Н. Дмитриев, В. В. Желобинский, А. С. Животов, Ю. В. Кочуров, А. Ш. Мелик-Пашаев, Е. А. Мравинский, И. А. Мусин, Г. П. Орлов, А. Л. Островский, Л. А. Пригожин, В. В. Пушков, П. Б. Рязанов, Т. Г. Тер-Мартиросян, М. И. Чулаки и другие.

Библиография

Сочинения: Давно мне хотелось написать оперу… // Рабочий и театр. 1933. Июнь. № 7. С. 22–23. Прим.: о теме оперы «Анна Колосова»; Впереди еще упорная борьба! // Итоги первой годовщины постановления ЦК ВКП (б) о перестройке литературно-художественных организаций. Л., 1933. С. 17–19; Музыка к фильму «Петр I» // Музыка. 1937. № 14 (26 мая). С. 3; Начнем с того… // Искусство и жизнь. 1941. № 8. С. 43. Прим.: о работе над сюитой для струнного квартета, «Русской симфонией», оперой «Иоанн Грозный», циклом романсов на стихи М. Ю. Лермонтова; Шопен: (к 135-летию со дня смерти) // Ленинград. 1945. № 15–16. С. 22; Симфония о Родине // Вечерний Ленинград. 1946. № 1 (2 янв.) С. 2; На творческом подъеме. Новые произведения ленинградских композиторов // Вечерний Ленинград. 1946. № 13 (16 янв.) С. 3; Старейший советский музыковед: (к 75-летию со дня рождения А. В. Оссовского) // Ленинградская правда. 1946. № 77 (31 марта). С. 3; Хорошая традиция: [о возрождении детской художественной самодеятельности] // Ленинградская правда. 1946. № 81 (5 апр.) С. 3; Создадим студенческую песню // Смена. 1947. № 58 (10 марта). С. 3; Список сочинений и замыслов В. В. Щербачёва // В. В. Щербачёв: статьи, материалы, письма / сост. Р. Слонимская. Л.: Советский композитор, 1985. С. 341–343; Письмо к Б. А. Арапову в Ташкент из Новосибирска // Ленинградская консерватория в годы ВОВ, 1941–1945. СПб., 2005. С. 127–128.

Литература: Римский Л. Б. Щербачёв Владимир Владимирович // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 475–476; В. В. Щербачёв: статьи, материалы, письма. Л., 1985. 360 с.; Слонимская Р. Н. Чувство пути. Композитор Владимир Щербачёв. СПб., 2006. 239 с.; Слонимская Р. Н. В. В. Щербачёв в Институте внешкольного образования // Музыкальная культура России: история и современность: архивные изыскания. Вып. 2. СПб., 2007. С. 77–88; Слонимская Р. Н. Симфоническое творчество Владимира Щербачёва в контексте культуры. СПб., 2012. 206 с.

Архивные источники

Личное дело В. В. Щербачёва. Архив СПбГК. Личные дела профессорско-преподавательского состава, рабочих, служащих и студентов за 1930–1952. Д. 265. С. 103–123; Личная карточка В. В. Щербачёва. Архив СПбГК. Личные карточки уволенных в 1949. Д. 438. С. 88 об.; Выпуск 1911–1912, 1913–1914. Щербачёв Владимир Владимирович. ГИАЛО. Ф. 361 Оп.4. Д. 22, 23. Л. 29, 43.

Н. Б. Селиверстова, 2016