Содержание
- Кира Южак
- К читателю (6–7)
Настоящий выпуск журнала посвящен имитации и канону. Каждый из этих терминов функционирует очень давно, и само их понимание существенно менялось. Более того: определение, данное в ХХ веке специфическому виду старинного канона — форма с выводимыми голосами, — соответствует и распространенной в прошлом практике «чтения ненотированного голоса (голосов) по партии нотированного голоса (голосов)», и современному построению канона путем непрерывного имитирования. Единства взглядов на имитацию и канон не наблюдается и сегодня, например — в русле основополагающего для всех отечественных музыковедов-полифонистов учения С. И. Танеева. А за расхождениями в теории неизбежно следуют расхождения аналитических и методических установок. Разные взгляды и подходы создают немало сложностей. Но ведь на самом деле такие различия — это реальный источник и резерв для продуктивного движения науки, для новых достижений и даже рождения новых парадигм. Мы говорим на общем языке, но очень многие слова, понятия и термины наполняем разным смыслом. Из стремления к взаимопониманию, сближению и творческому общению — а отнюдь не к достижению или навязыванию единых взглядов — в 2008 году в Санкт-Петербурге родился межвузовский научно-методический семинар, в котором за прошедшее более чем десятилетие приняли участие педагоги-полифонисты и аспиранты разных вузов — Санкт-Петербургской, Московской, Петрозаводской, Киевской, Харьковской, Ростовской, Казанской консерваторий, а также Российской академии музыки имени Гнесиных и Московского государственного областного педагогического института. Первые годы работы семинара увенчались публикацией сборника «Теория полифонии и методика ее преподавания. Вып. 1: Общие принципы и нормы полифонии строгого письма». Некоторые результаты последующих научных сессий публикуются в предлагаемом вниманию читателя специальном выпуске журнала «Opera musicologica».
СТАТЬИ
- Игорь Приходько
Теория имитации в историческом контексте (8–25)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.001
- Татьяна Франтова
Имитация: простая, стреттная, каноническая
(о трудностях абсолютного разграничения в полифонии строгого письма) (26–39)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.002
- Анатолий Милка, Кира Южак
Стретта vs канон (40–62)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.003
- Наталья Плотникова
Об имитационных формах в четырехголосной Службе Божией («трудной») Василия Титова (63–79)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.004
- Николай Тарасевич
Людвиг Зенфль. «Maria zart»: к проблеме взаимодействия техник композиции (80–94)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.005
- Лариса Гервер
Пересмотр правил имитации в мадригалах Луки Маренцио и Карло Джезуальдо (95–106)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.006
- Марина Гирфанова
Малая имитационная форма в духовных хоральных концертах Самуэля Шейдта (107–119)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.007
- Алла Янкус
Вертикаль в канонах из Гольдберг-вариаций И. С. Баха (BWV 988; BWV 1087): некоторые аспекты (120–140)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.008
- Ирина Копосова
Особенности трактовки канона в сочинениях Луиджи Даллапикколы 1940–1950-х годов (141–158)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.009
РЕЦЕНЗИИ
- Наталья Сербул
Учебник полифонии А. П. Милки: достижения и перспективы петербургской школы (160–167)
DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.010
Сведения об авторах (168–174)
Указатель публикаций в журнале «Opera musicologica» за 2020 год. Том 12 (№№ 1–5) (175–180)
Информация для авторов (181–182)