OPERA MUSICOLOGICA. 2020. Том 12. № 5 (С)

С 31.12.20

Содержание

  • Кира Южак
  • К читателю (6–7)

Настоящий выпуск журнала посвящен имитации и  канону. Каждый из этих терминов функционирует очень давно, и само их понимание существенно менялось. Более того: определение, данное в ХХ веке специфическому виду старинного канона — форма с выводимыми голосами, — соответствует и  распространенной в  прошлом практике «чтения ненотированного голоса (голосов) по партии нотированного голоса (голосов)», и современному построению канона путем непрерывного имитирования. Единства взглядов на  имитацию и  канон не  наблюдается и  сегодня, например — в  русле основополагающего для всех отечественных музыковедов-полифонистов учения С. И. Танеева. А за расхождениями в теории неизбежно следуют расхождения аналитических и  методических установок. Разные взгляды и подходы создают немало сложностей. Но ведь на самом деле такие различия — это реальный источник и резерв для продуктивного движения науки, для новых достижений и даже рождения новых парадигм. Мы говорим на общем языке, но очень многие слова, понятия и термины наполняем разным смыслом. Из стремления к взаимопониманию, сближению и творческому общению — а отнюдь не к достижению или навязыванию единых взглядов — в  2008 году в  Санкт-Петербурге родился межвузовский научно-методический семинар, в котором за прошедшее более чем десятилетие приняли участие педагоги-полифонисты и аспиранты разных вузов — Санкт-Петербургской, Московской, Петрозаводской, Киевской, Харьковской, Ростовской, Казанской консерваторий, а  также Российской академии музыки имени Гнесиных и  Московского государственного областного педагогического института. Первые годы работы семинара увенчались публикацией сборника «Теория полифонии и методика ее преподавания. Вып. 1: Общие принципы и нормы полифонии строгого письма». Некоторые результаты последующих научных сессий публикуются в предлагаемом вниманию читателя специальном выпуске журнала «Opera musicologica».

СТАТЬИ

  • Игорь Приходько
    Теория имитации в историческом контексте (8–25)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.001

  • Татьяна Франтова
    Имитация: простая, стреттная, каноническая
    (о трудностях абсолютного разграничения в полифонии строгого письма) (26–39)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.002

  • Анатолий Милка, Кира Южак
    Стретта vs канон (40–62)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.003

  • Наталья Плотникова
    Об имитационных формах в четырехголосной Службе Божией («трудной») Василия Титова (63–79)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.004

  • Николай Тарасевич
    Людвиг Зенфль. «Maria zart»: к проблеме взаимодействия техник композиции (80–94)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.005

  • Лариса Гервер
    Пересмотр правил имитации в мадригалах Луки Маренцио и Карло Джезуальдо (95–106)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.006

  • Марина Гирфанова
    Малая имитационная форма в духовных хоральных концертах Самуэля Шейдта (107–119)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.007

  • Алла Янкус
    Вертикаль в канонах из Гольдберг-вариаций И. С. Баха (BWV 988; BWV 1087): некоторые аспекты (120–140)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.008

  • Ирина Копосова
    Особенности трактовки канона в сочинениях Луиджи Даллапикколы 1940–1950-х годов (141–158)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.009

РЕЦЕНЗИИ

  • Наталья Сербул
    Учебник полифонии А. П. Милки: достижения и перспективы петербургской школы (160–167)

DOI: 10.26156/OM.2020.12.5.010

Сведения об авторах (168–174)

Указатель публикаций в журнале «Opera musicologica» за 2020 год. Том 12 (№№ 1–5) (175–180)

Информация для авторов (181–182)