ЗАТЦЕНГОФЕР, Юлиус Адольф (Julius Adolf Satzenhofer) (1850–1901)

Кафедра деревянных духовых инструментов
Профессор

ЗАТЦЕНГОФЕР (Satzenhofer, Затценхофер, Сатценгофер), Юлиус Адольф (Julius Adolf, Юлий Иосифович, Юлий Йозефович) (1850, Мюнхен – 26.09/09.10.1901, Санкт-Петербург) — фаготист, педагог. Баварский подданный. Русское подданство принял в 1877. Профессор 1-й степени (1897). Надворный советник. Награжден орденами Св. Станислава 3-й степени (1888), Св. Анны 3-й cтепени (1896).

Окончил Мюнхенскую консерваторию.

С 1875 работал в Санкт-Петербурге солистом Императорских театров, в оркестре Императорской Русской оперы.

В Санкт-Петербургской консерватории: старший преподаватель (1875), профессор кл. игры на фаготе (1877) профессор 2-й cтепени (1879), профессор 1-й степени (1897–1901).

Наряду с Ф. Э. Коттэ внес наиболее заметный вклад в развитие преподавания игры на фаготе в Консерватории. Количество выпускников по кл. фагота значительно возросло. Учениками Затценгофера были В. Е. Репин (солист Мариинского театра, ранее занимался в кл. фагота К. А. Кутшбаха) и А. В. Перниц (солист Императорского московского Малого театра); окончившие с дипломами, М. Виргилиуш, Э. Гебгард (удостоен малой серебряной медали), К. И. Лен, П. Е. Евграфов, окончившие с аттестатами, а также М. Лир (окончил специальный предмет). В классе Затценгофера занимался также пианист и дирижер, профессор Консерватории М. А. Бихтер.

В преподавательской работе главной задачей считал подготовку оркестрового музыканта, т. к. в конце XIX в. сольное исполнительство на фаготе еще не получило широкого распространения. В репертуарном списке класса Затценгофера были концерты К. Бермана, К. Ю. Вайсенборна, Ф. Давида, пьесы и ансамбли Э. Ози, А. Рейхи, П. Й. Линдпайтнера, Б. Гумеля, К. Якоби и других композиторов.

Автор «Школы для фагота» (1900), ставшей на несколько десятилетий единственным отечественным методическим пособием для фаготистов. Существенным достоинством «Школы» считается принцип совмещения задач технического порядка с такими важными компонентами исполнительского искусства как атака и тембр звука, интонация, звуковедение, исполнительское дыхание.

Библиография

Сочинения: Neue praktische Fagott-Schulle. Verlag J. H. Zimmerman, 1900.

Литература: Отчет С.-Петербургского отделения Императорского Русского музыкального общества и Консерватории за 1875/1876 год. СПб., 1877. 175 с. (См. также Отчеты за 1876/1877 – 1900/1901 гг..); Затценгофер Юлиус Иосифович // Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., 1995. С. 99; Баранцев А. П. Дореволюционный период (1862–1917 гг.): Глава первая // Баранцев А. П. Из истории духовых классов Петербургско-Ленинградской консерватории (1862–1987 гг.): Деревянные духовые. Петрозаводск, 2007. С. 9–77.

Архивные источники

Формулярные списки. ГИАЛО. Ф. 361 Оп. 9. Д. 143 Л. 3, 11–13 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Списки преподавателей и служащих Консерватории. ГИАЛО Ф. 361 Оп. 11. Д. 1. С. 12 (по арх. карт. ИБО НМБ СПбГК).

А. Н. Цветкова, 2012