ЖИТОМИРСКИЙ, Александр Mатвеевич (1881–1937)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Профессор

ЖИТОМИРСКИЙ, Александр Mатвеевич (Сендер Мордкович) (11/23 мая 1881, Xерсон Xерсонской губ. Российской империи, ныне Украина – 16 декабря 1937, Ленинград, ныне Санкт-Петербург) — композитор, педагог. Профессор (1919).

Oбучался игре на скрипке (с 1892), в 1897 — у Э. Mлынарского в Oдессе. Учился в Венской консерватории (1898–1900) у K. Прилля (скрипка), Деера (фортепиано), Фоля (композиция).

B 1901–1910 обучался в Санкт-Петербургской консерватории в кл. теории композиции. Педагоги — А. K. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков (специальная инструментовка и практическое сочинение, 1906/1907 уч. г.), А. К. Глазунов и Н. Ф. Соловьёв. Окончил Консерваторию с дипломом и большой серебряной медалью.

С 1902 давал уроки музыки и преподавал в музыкальных школах Санкт-Петербурга.

В Консерватории: преподаватель (1915), старший преподаватель (1917), профессор (1919–1937, утвержден Государственным ученым советом в звании профессора теории композиции в 1928). Вел кл. обязательной теории, гармонии, энциклопедии и кл. специальной инструментовки, а с 1918 — кл. контрапункта, форм и практического сочинения. Входил в состав Малого совета Консерватории (1920), совет научно-композиторского факультета (1926–1927). Работал музыкальным консультантом Малого ленинградского государственного оперного театра (МАЛЕГОТ, 1920–1923).

Среди учеников в Консерватории — композиторы: A. M. Баланчивадзе, A. M. Bеприк, X. C. Kушнарёв, M. И. Чулаки, O. C. Чишко, M. A. Юдин, П. Б. Рязанов; пианист, дирижер и композитор П. М. Берлинский, композиторы и музыковеды: Л. Е. Аб, Ю. К. Белый, В. С. Григорьев, А. С. Теплицкий, Н. А. Тимофеев. Дирижеры A. B. Гаук и A. Ш. Mелик-Пашаев изучали под руководством Житормирского курс инструментовки.

Представитель школы Римского-Корсакова, Житомирский принадлежал к академическому направлению в композиторской и педагогической деятельности. Общался с членами Беляевского кружка (в начале 1900-х). В 1908–1919 был активным деятелем Общества еврейской народной музыки (входил в первый состав музыкального комитета общества) и уделял большое внимание развитию еврейской профессиональной музыки.

Автор ряда крупных симфонических сочинений — Драматическая увертюра (1910, дипломная работа, не опубликована), Симфоническая поэма (1915), Прелюдия (1925), Сюита (1929), Героическая поэма (1933), поэма «Весеннее» памяти Н. А. Римского-Корсакова (1933), Траурное шествие памяти С. М. Кирова (1935), Концерт для скрипки с оркестром (1937, исполнялся на конкурсе скрипачей и виолончелистов в Ленинграде); а также камерных (вокальных и инструментальных) сочинений, в числе которых — Квартет ми минор ор. 13, Анданте для скрипки и фортепиано, Элегия для виолончели и фортепиано, романсы на тексты П. Верлена, А. Мюссе, Семь русских народных песен c вариациями для голоса и струнного квартета. 
Создал оригинальные гармонизации еврейских народных песен, вошедших в «Сборник песен для еврейской школы и семьи» («Lieder-Sammelbuch für die jüdische Schule und Familie». 1-е изд. 1912), и обработки еврейских мелодий для различных вокально-инструментальных составов, в частности получивший популярность струнный квартет «Dem Reben's Nigun» (Напев Ребе оp. 3).

Нотография

Сочинения для симфонического оркестра: Прелюдия для большого оркестра: Соч. 7. М., 1925. 23 с., 17 парт.; Прелюдия для большого оркестра: Op. 7 / перелож. авт. для фп. в 4 руки. М., 1927. 15 с.; Симфоническая поэма для оркестра: Op. 10. [Партитура]. М.; Вена, 1929. 83 с.; Симфоническая поэма для оркестра: Op. 10. М.; Вена, 1929. 42 парт.; Героическая поэма: для большого симфонического оркестра. [Партитура]. М., 1937. 183 с.; для стр. квартета: Квартет (e-moll) для 2-х скрипок, альта и виолончели: Ор. 13. [Партитура]. М.; Вена, 1927. 67 с.; Квартет (e-moll) для 2-х скрипок, альта и виолончели: Op. 13. [Партии]. М.; Вена, 1928. 25, 25, 27, 27 с.; Dem Reben's Nigun: Op. 3 / Arr. fur Streichquartet (Orchester) von A. Shitomirsky. СПб, б. г. 5 с.; для голоса с фп.: Августовская ночь: для одного голоса с фп.: Op. 6, № 3 / сл. А. Мюссе. М., [1914]. 7 с.; Ария Мирры из неоконч. кантаты «Сарданапал»: для одного голоса с фп.: Op. 6, № 1 / сл. Е. Зарина (по Байрону). М., [1914]. 9 с.; Белая луна: для одного голоса с фп.: Op. 6, № 2 / сл. П. Верлена. М., [1914]. 9 с.; Последнею лаской закат трепетал: для голоса с фп.: Ор. 9, № 2 / сл. Верлена. М., 1924. 9 с.; Прощай / сл. К. Бальмонта. М., 1924. 5 с.; Уныние: для голоса с фп.: Op. 11, № 1 / сл. М. Метерлинка; пер. В. Брюсова. М., 1924. 7 с.; Два стихотворения А. Санникова: для голоса с фп.: Op. 14. М.; Вена, 1930. 11 с.; Четыре еврейских песни: для голоса с фп.: Op. 17–18. М.., 1934. 19 с.

обработки еврейских народных мелодий для гол. с сопровожд.: Du Meidele, du schöns: Volkslied: fur 1 Stimme u. Piano von A. Schitomirsky: Op. 4, № 1. СПб., ценз. 1910. 7 с.; As ich wolt gehat: Volkslied: for Stimme mit Violino u. Piano von A. Schitomirsky : Op. 4, № 2. [Клавир и партия скрипки]. СПб., ценз. 1910. 7, 1 с.; Lieder-Sammelbuch für die jüdische Schule und Familie / Zusammengestellt von S. Kisselgof; Bearbeitet von A. Schitomirsky und P. Lwow. Petersburg; Berlin, 1912, 131, 46 S; Dem Reben's Nigun: für Violine und Piano von A. Schitomirsky. Petersburg; Berlin, 1912. 5, 1 c.; Schlof majn Kind / Verschriebe fon S. Kisselgof . Arrange für stimme, viola mit Piano von A. Schitomirsky: Op. 5. Petersburg; Berlin, 1912. 5, 1, 1 c.; Der Ejberster is der mechuten: Arrang. für Solo (tenor) und Chor mit Piano von A. Schitomirsky: Op. 5. Petersburg; Berlin, 1912. 9 c.; Ты девица-красавица: для голоса с фп.: Ор. 4, № 1. 2-е изд. Пг., 1917. 7 с.; Если б я имел: для голоса, скрипки и фп. Ор. 4, № 2. 2-е изд. [Клавир и партия скрипки]. Пг., 1917. 7, 1 с.

Библиография

Литература: Белый Ю. Житомирский А. «Героическая поэма» // Советская музыка. 1936. № 1. С. 106; Музалевский В. Записки о советской музыке // Красная Газета. 1937. № 223. С. 3; А. М. Житомирский [Некролог] // Музыка. 1937. № 32. С. 8; Житомирский Александр Матвеевич // Бернандт Г. Б., Должанский А. Н. Советские композиторы: кр. биогр. справочник. М., 1957. С. 212–213; Марков И. М. Житомирский Александр Матвеевич // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2. М., 1974. Стб. 400. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic.nsf/enc_music/2935/ЖитомирскийКопытова Г. В. Общество еврейской народной музыки в Петербурге – Петрограде. СПб., 1997. 72 с.; Гойови Д. [Александр Матвеевич Житомирский] // Новая советская музыка [19]20-х гг. / пер. с немецкого и общ. ред. Н. Власовой. М., 2006. С. 107.

Архивные источники

Списки учеников за 1918–1920. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 403. Л. 4. (По арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Списки преподавателей Конс. за 1920. ГИАЛО. Ф. 361. Оп. 11. Д. 579. Л. 18. (По арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Опросный лист … 23.10.1918. ГИАРОСС ЛО. Ф. 7441. Д. 38. Л. 63–63 об. (По арх. карт. ИБО НМБ СПбГК); Протокол правления ЛГК 22.11.26. ГИАРОСС ЛО. Ф. 7441. Оп. 1. Д. 318. Л. 93 об. (По карт. СБО НМБ СПбГК); Трудовой список Житомирского Александра Матвеевича. ЦГАЛИ СПб. Ф. 283. Оп. 3. Д. 224. 3 л.

А. Н. Цветкова, 2013