ШТЕЙНБЕРГ, Максимилиан Осеевич (Maximilian Steinberg) (1883–1946)

Кафедра специальной композиции и импровизации
Профессор

ШТЕЙНБЕРГ (Steinberg), Максимилиан (Maximilian) Осеевич (Овсеевич) (22 июня / 4 июля 1883, Вильно Виленской губ. Российской империи, ныне Вильнюс, Литва – 6 декабря 1946, Ленинград, ныне Санкт-Петербург; Литераторские мостки Волкова (ныне Волковского) кладб.) — композитор, педагог, дирижер. Доктор искусствоведения (1943). Профессор (1915). Народный артист Узбекской ССР (1944). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934). Член Художественно-политического совета Филармонии (1929), член Художественно-политического совета Ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (1932), член правления Союза композиторов (1933, 1941), член правления Ленинградского Общества камерной музыки (1931). Награжден Орденом Трудового Красного Знамени (1938). Зять Н. А. Римского-Корсакова, муж Н. Н. Штейнберг.

Родился в семье ученого-семитолога О. Н. Штейнберга, инспектора Виленского Учительского института. Начал обучение игре на скрипке и фортепиано в частной Музыкальной школе М. И. Трескина. Обучался в классической Вилленской 1-й гимназии (1894–1901), где продолжал заниматься музыкой: играл в гимназическом оркестре, сочинял и оркестровал первые музыкальные произведения. В 1901 приехал в Санкт-Петербург и поступил одновременно в Консерваторию и университет. Окончил физико-математический ф-т Императорского Санкт-Петербургского университета (1901–1907) по естествоиспытательскому разряду — по специальности «Гистология»; удостоен премии Общества естествоиспытателей. Окончил Консерваторию (1901–1908), обучался у Н. А. Римского-Корсакова (кл. композиции и контрапункта), А. К. Лядова (гармония), А. К. Глазунова (инструментовка), также некоторое время продолжал обучение игре на скрипке в классе Л. Ауэра. Удостоен малой золотой медали (1908) и премии Михайловского дворца (Премии имени А. Г. Рубинштейна, 1908).

В Санкт-Петербургской (Ленинградской) консерватории: преподаватель (1908), профессор 2-й степени (1915) кл. теории композиции и свободного сочинения; декан композиторского ф-та (1917–1931), заведующий дирижерским отделением (1931–1934), заведующий кафедрой композиции (1941–1946). Заведовал концертной деятельностью Консерватории (1923–1929), был заместителем директора Консерватории по художественной части (1934–1939).

За годы преподавания в Санкт-Петербургской (Ленинградской) и Ташкентской (1941–1944) консерваториях воспитал выдающихся учеников — В. В. Щербачёва (композиция), Ю. А. Шапорина (инструментовка), Д. Д. Шостаковича (композиция), а также многих музыкантов — композиторов, музыковедов и исполнителей, занимавших видное положение в отечественной культуре XX в. Среди учеников — композиторы Ю. Л. Карнавичюс (1912), Л. Л. Штрейхер (1913), В. М. Дешевов (1914), М. А. Мильнер (1915), Н. А. Малаховский (1925), Г. М. Римский-Корсаков (1926), Е. Г. Брусиловский (1931), Б. И. Зейдман (1931), М. А. Ашрафи (1944), Д. А. Толстой (1947), композиторы и музыковеды В. А. Успенский (1913), С. С. Богатырёв (1916), М. К. Михайлов (1927), Е. В. Гиппиус (1928), Б. Я. Шнитке (1929), Ф. А. Рубцов (1931), пианисты М. А. Бихтер (1910), М. В. Юдина (1921), В. В. Софроницкий (1921), И. М. Рензин (1923), дирижеры В. А. Дранишников (1916) и Т. Рейтерс (1917), флейтист В. Н. Цыбин (1914).

В творческих и педагогических принципах придерживался академических взглядов на искусство, был близок Н. А. Римскому-Корсакову, А. К. Лядову и А. К. Глазунову. На творчество Штейнберга (особенно дореволюционного периода) оказали влияние такие художественные направления рубежа XIX–XX веков как символизм, импрессионизм. В советский период деятельности активно участвовал в развитии национальной музыки союзных республик (Узбекскистана, Армении и др.). Наиболее яркие стороны творческого дарования композитора — оркестровое письмо, чувство гармонического колорита.

Штейнберг — автор многих произведений: сценических (в том числе драматическая поэма «Небо и земля» (1916) по Д. Байрону, поставлена в Оперной студии Консерватории в 1925 под управлением автора), симфонических (5 симфоний и др.), вокально-симфонических (циклы песен народов СССР в обработке для голоса с оркестром (1930–1938); хоровых — цикл «Страстная седмица древних распевов» (1921–1927), Кантата памяти А. С. Пушкина (1937) и др., камерных инструментальных и вокальных сочинений; транскрипций сочинений композиторов XVI–XVIII вв. В 1914 участвовал в Русских сезонах С. П. Дягилева в Париже и Лондоне (премьера балета «Мидас» — 2-й части музыкально-мимического триптиха «Метаморфозы», 1913). Занимая должность заведующего музыкальной частью Государственного театра драмы (Александринского театра, 1920–1922), писал музыку к спектаклям театра, в том числе «Фауст и город» по пьесе А. В. Луначарского (пост. в 1920), «Царь Федор Иоаннович» по драме А. К. Толстого (пост. в 1921). Начиная с 1930-х уделял большое внимание фольклору народов СССР, находя новые формы его претворения в разных жанрах. Этапным сочинением явилась Симфония № 4 «Турксиб» на казахские и киргизские темы (1933). В Ташкенте, в годы эвакуации Консерватории, Штейнберг активно изучал музыкальную культуру Узбекской ССР, написал 5-ю симфонию — Симфонию-рапсодию на узбекские темы (1942), увертюру к узбекской музыкальной драме «Тохир и Зухра» (1942), работал над одноименной оперой, а также балетом «Сарай Мульк Ханум», оставшимися незавершенными.

Штейнбергу принадлежит заслуга завершения и издания неоконченных работ Н. А. Римского-Корсакова. Совместно с Глазуновым завершил оркестровую сюиту из оперы «Золотой петушок» (1912), симфоническую сюиту «Антар» (3-я ред., 1911), подготовил к изданию партитуры опер «Боярыня Вера Шелога» и «Майская ночь», полное собрание романсов Римского-Корсакова. Под редакцией Штейнберга вышел в свет учебник «Основы оркестровки» и новое издание «Практического учебника гармонии» Римского-Корсакова. По поручению дирекции Московского Большого театра Штейнберг завершил и отредактировал оперу А. А. Спендиарова «Алмаст» (1930), затем выполнил 2-ю редакцию оперы по просьбе правительства Армении для подготовки декады Армянского искусства в Москве (1938), за что был награжден почетной грамотой Верховного Совета Армянской ССР (1939).

Заметный вклад Штейнберг внес в подготовку музыковедческих кадров. Был одним из основоположников музыкального сектора Государственного института истории искусств, где вел занятия по музыкально-теоретическим предметам на Высших музыковедческих курсах. Был действительным членом института (1919–1924), с 1920 — научным сотрудником. В 1943 удостоен степени доктора искусствоведения без защиты диссертации.

Выступал как дирижер в Риге (1925), Амстердаме (1925), Москве (1925/1926, по приглашению Московской ассоциации современной музыки) и других городах.

Обучавшийся недолгое время у Штейнберга композитор Д. А. Толстой посвятил его памяти Сонату №10 для фортепиано. На месте захоронения Штейнберга установлен обелиск с барельефным портретом (скульптор Л. Ю. Эйдлин, 1947, 1955).

Нотография

Штейнберг М. О.: [биогр. справка и муз. соч.] // Бернандт Г. Б., Должанский А. Н. Советские композиторы. М., 1957. С. 667–669; Список сочинений М. О. Штейнберга // Луконина О. И. Максимилиан Штейнберг: художник и время. Волгоград, 2012. С. 461–465; Спендиаров А. А. Алмаст: опера в 4-х актах с прологом и эпилогом / текст Софии Парнок (по О. Туманяну); общ. ред. и музыка пролога и эпилога М. О. Штейнберга; переложение для пения с аккомп. фп. В. П. Калафати. М., 1930.

Библиография

Сочинения: Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. О. Штейнбергом (1905–1907) // Римский-Корсаков Н. Литературные произведения и переписка. Т. VII / ред. А. С. Ляпуновой и Э. Э. Язовицкой. М. 1970. С. 401–421 (о Штейнберге см. вступит. статью на с. 397–400); Штейнберг М. О.: [библиогр. список] // Бернандт Г. Б., Ямпольский И. М. Кто писал о музыке. Т. 4. М., 1989. С. 43–44; Авторские либретто, литературные эпиграфы, аннотации, комментарии к сочинениям М. О. Штейнберга // Луконина О. И. Максимилиан Штейнберг: художник и время. Волгоград, 2012. С. 367–373.

Литература: Римский Л. Б. Штейнберг Максимилиан Осеевич [биогр. справка и библиогр. список] // Музыкальная энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 6. М., 1982. Стб. 412–413. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/8679/ШтейнбергМузалевский В. Второй симфонический концерт // Искусство и жизнь. 1941. № 1. С. 40–41. [Рецензия на концерт декады советской музыки в Ленинграде. Отзыв о поэме-каприччио «В Армении»]; Ашрафи М. Путь творчества // Советское искусство. 1944. № 8 (26 дек.). С. 2; Никольская Л. Выдающийся педагог [Максимилиан Осеевич Штейнберг] // Музыкальные кадры. 1946. № 13 (67) (22 дек.). С. 3; Гинзбург С. Симфония о счастье народа. Концерт в Большом зале филармонии // Вечерний Ленинград. 1947. № 71 (26 март.). С. 3. [Рецензия на концерт, в котором исполнялась симфония-рапсодия, цикл песен народов СССР, исп. И. Яунзем, СО филарм., дир. И. Мусин]; Шнитке Б. Я. М. О. Штейнберг: К 5-летию со дня смерти // Музыкальные кадры. 1952. № 1 С. 4; Вызго Т. С. Из опыта работы русских композиторов в Узбекистане // Вызго Т. С. Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой. М., 1970. С. 141–226; Некрасова Г. Встреча с симфонией через 50 лет // Музыкальные кадры. 1982. № 5 (6 апр.). С. 4. [К исполнению 3-й симфонии Штейнберга]; Казанская Л. Композитор и педагог // Вечерний Ленинград. 1984. № 68 (20 марта). С. 3. [О вечере в Конс.]; Гусева А. Композитор, дирижер, педагог: К 100-летию со дня рождения М. О. Штейнберга // Музыкальные кадры. 1984. № 5 (20 апр.). С. 4; Гусева А. Памяти М. О. Штейнберга // Советская музыка. 1984. № 12. С. 133–134. [О юбилейном концерте в Конс.]; Мидас. Балет. Музыка М. О. Штейнберга. (Сезон 1914 года) // Пожарская М. Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов, 1908–1929. М., 1988. С. 144; Келдыш Ю. В. Между традицией и модерном. М. О. Штейнберг // История русской музыки: в 10 т. Т. 10А. М., 1997. С. 244–250; Гусейнова З. М. М. К. Михайлов: письма к учителю // Памяти Михаила Кесаревича Михайлова: сборник материалов и статей к 100-летию со дня рождения (1904–2004). СПб., 2005. С. 80–107; Цветкова А. Н. «Земля и небо» — неосуществленный замысел Н. А. Римского-Корсакова // Musicus. 2008. № 4 (13). С. 19–24. URL: http://old.conservatory.ru/files/19-24_musicus_13.pdfЛуконина О. И. Музыкально-мимический триптих «Метаморфозы» М. Штейнберга как культурный феномен нового русского балета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2011. № 1 (25). С. 133–142; Луконина О. И. Н. А. Римский-Корсаков в творческом сознании М. О. Штейнберга // Музыковедение. 2011. № 5 (май). С. 18–25; Луконина О. И. Н. К. Рерих и М. О. Штейнберг: связующие нити творчества // Музыкальная жизнь. 2011. № 6 (1104) (июнь). С. 49–52; Слонимский С. М. Штейнберг М. О. // Заметки о композиторских школах Петербурга XX века. СПб., 2012. С. 7–22; Синица И. А. Творчество и педагогическая деятельность Максимилиана Осеевича Штейнберга // Musicus. 2012. № 4. С. 9–11; Луконина О. И. Мотивы иконографии модерна в композиторском творчестве Максимилиана Штейнберга // Музыковедение. 2012. № 1 (янв.). С. 11–14; Луконина О. И. Максимилиан Штейнберг: художник и время. Волгоград, 2012. 512 с.; Цветкова А. Н. Вечер музыки М. О. Штейнберга в консерватории // Musicus. 2012. № 3 (31). С. 41–42. URL: http://old.conservatory.ru/files/Musicus31_Tsvetkova.pdfЦветкова А. Н. Максимилиан Штейнберг: Метаморфозы судьбы // Консерватория. 2013. № 1. С. 4. URL: http://old.conservatory.ru/files/konserv_N1-2013.pdfСиница И. А. Каталог сочинений М. О. Штейнберга: принципы систематизации // Проблемы музыкальной науки. 2016. № 1 (22). С. 97–100.

Иконография

Штейнберг, Максимилиан Осеевич (Овсеевич) (1883–1946). Фотопортрет. Фонд иконографии Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

Архивные источники

Личное дело профессора Штейнберга М. О. 1946 г. Архив СПбГК. Д. 19. 25 л.; [Личное дело Штейнберга М. О.] Личные дела проф.-преп. состава, служащих и студентов, 1915–1952. Архив СПбГК. Д. 253. С. 70–192.

А. Н. Цветкова, 2013