Лирическая песня «Сон молодца» в фольклорных традициях России: результаты типологического изучения

Лирическая песня «Сон молодца» в фольклорных традициях России: результаты типологического изучения

Скачать pdf  . 

Ключевые слова: лирическая песня «Сон молодца», вариант, традиция, историческая оценка.

Автор: Мария Иванова

Сведения об авторе: МАРИЯ НИКОЛАЕВНА ИВАНОВА

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0060-8238
SPIN-код: 2080-2956
e-mail: mari_sh_nt@mail.ru

Ведущий специалист по фольклору Фольклорно-этнографического центра имени А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова
190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Дата поступления: 25.02.2020

Дата публикации: 15.05.2020

DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.003

Аннотация

В статье представлен опыт историко-типологической оценки вариантов песен с сюжетом «Сон-предзнаменование несчастливой судьбы (солдатства / гибели) молодца», относящихся к различным региональным традициям. Приводятся результаты сравнительного исследования более ста образцов. Выделены три основных очага распространения песен с исследуемым сюжетом: Русский Север (Архангельская, Вологодская области, Республика Коми), западные области России (Смоленская, Тверская) и южные регионы проживания казаков (Ростовская, Волгоградская области, Ставропольский, Краснодарский края, Чеченская Республика и Республика Ингушетия). Отдельные примеры напевов и текстов также обнаружены в Оренбургской, Челябинской, Псковской, Ульяновской и Кировской областях. В ходе исследования было выявлено три версии развития сюжета и более десяти различных в типологическом отношении напевов. Это объясняется спецификой певческих традиций, к которым принадлежат рассматриваемые образцы. На процесс изменения текстов и напевов оказывают влияние исторические обстоятельства бытования песен, а также индивидуальные особенности исполнительского стиля отдельных певцов. Из множества песен с единым сюжетом может быть выстроена условная историческая цепочка — от наиболее ранних напевов и текстов к вариантам, вобравшим в себя черты позднейшего поэтического и музыкального стиля. При этом выявляется принцип несинхронного развития компонентов художественной формы. Учитываются все формообразующие признаки — структура и содержание поэтического текста, особенности композиционно-ритмической и мелодической организации напевов.

Литература

Алексеева, Добровольский 1966 — Исторические песни XVII века / изд. подг. О. Б. Алексеева, Б. М. Добровольский и др. Москва ; Ленинград : Наука, 1966. 386 с. (Памятники русского фольклора).

Банин 1982 — Банин А. А. К изучению русского народно-песенного стиха (Методологические заметки) // Фольклор. Поэтика и традиция. Москва : Наука, 1982. С. 94–139.

Добровольский, Коргузалов 1966 — Добровольский Б. М., Коргузалов В. В. О напевах исторических песен XVII века // Исторические песни XVII века / изд. подг. О. Б. Алексеева, Б. М. Добровольский и др. Москва ; Ленинград : Наука, 1966. С. 23–25.

Дорохова 2008 — Дорохова Е. А. Этнокультурные «острова»: пути музыкальной эволюции : автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Москва, 2008. 26 с.

Епифанов 1979 — Епифанов П. П. Рекрутчина // Советская военная энциклопедия : в 8 т. Т. 7: Радиоконтроль — Тачанка. Москва : Воениздат, 1979. С. 103–104.

Ефименкова 2001 — Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. Москва : Композитор, 2001. 256 с.

Иванова 2017 — Иванова М. Н. Варианты лирической песни «Сон молодца» в фольклорных традициях Смоленской и Тверской областей: жанрово-стилевая специфика // Традиционная культура. 2017. № 4 (68). С. 18−29.

Иванова 2019 — Иванова М. Н. Музыкально-стилевые особенности вариантов лирической песни «Сон молодца» // Музыка. Искусство, наука, практика. 2019. № 2 [26]. С. 55–64.

Квитка 1973 — Квитка К. В. Вступительные замечания к музыкально-этнографическим исследованиям // Квитка К. В. Избранные труды : в 2 т. Т. 2. Москва : Советский композитор, 1973. С. 3–29.

Песни Печоры 1963 — Песни Печоры / изд. подг. Н. П. Колпакова, Ф. В. Соколов, Б. М. Добровольский. Москва ; Ленинград, 1963. 460 с.

Песни, собранные П. В. Киреевским 1929 — Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия / изд. Обществом любителей российской словесности при I-м Московском университете. Вып. 1–2. Вып. 2, ч. 2. (Песни необрядовые). Москва : Наука и Просвещение, 1929. 389 c.

Путилов 1960 — Путилов Б. Н. Русский историко-песенный фольклор XIII–XVI веков / Институт Русский литературы (Пушкинский Дом); отв. ред. А. М. Астахова. Москва ; Ленинград : издательство АН АССР, 1960. 300 с.

Руднева 1990 — Руднева А. В. Об эволюции стиля в народном творчестве // Руднева А. В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора / ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Л. Ф. Костюковец. Москва : Советский композитор, 1990. С. 158–164.

Для цитирования: Иванова М. Н. Лирическая песня «Сон молодца» в фольклорных традициях России: результаты типологического изучения // Оpera musicologica. 2020. Т. 12. № 2. С. 42–62. DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.003.

Versions of the Lyrical Song “Lad’s Dream” in the Folklore Traditions of Russia: Historical and Typological Assessment

Keywords: lyrical song, variant, tradition, historical score.

Author: Maria N. Ivanova

About the author

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0060-8238
SPIN-код: 2080-2956
e-mail: mari_sh_nt@mail.ru

Leading expert in folklore at A. M. Mekhnetsov Folklore Center at the Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory
2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Submitted on: 25.02.2020

Published on: 15.05.2020

Abstract

The article presents the experience of historical and typological evaluation of versions of songs with the subject “Dream-omen of lad’s misfortune (recruitment in soldiers / death in a foreign land)”, belonging to various regional traditions. The results of the comparative study of more than one hundred sample songs are given in the article. Songs are recorded in the territory of the Russian North (Archangelsk, Vologda region, Komi Republic), in western regions of Russia (Smolensk, Tver region) and areas of residence of Cossacks (Rostov, Volgograd, Stavropol, Krasnodar Territory, Chechen Republic, Ingushetia Republic).

The study revealed three versions of the plot and more than ten typologically different melodies. This diversity is due to the specifics of the singing traditions to which the song variants belong. The process of changing lyrics and melodies is also influenced by the historical circumstances of song distribution, as well as the individual features of the performance style of individual singers.

A conditional historical chain is built on the example of variants of songs with a single story — from the earliest in historical terms samples to variants that have included features of later poetry and musical style. All components of the song form are taken into account. The principle of asynchronous development of the components of the art form is revealed by the study.

Works Cited

Alekseeva, Ol’ga B. & Dobrovol’skiy, Boris M. (1966). Istoricheskie pesni XVII veka [Historical songs of the 17th century], edited by Ol’ga B. Alekseeva, Boris M. Dobrovol’skii. Moscow ; Leningrad : Nauka, 386 p. (in Russian).

Banin, Aleksandr A. (1982). “K izucheniyu russkogo narodno-pesennogo stikha (Metodologicheskie zametki)” [“To the study of Russian folk song verse (Methodological notes)”]. In Fol’klor. Poetika i traditsiya [Folklore. Poetics and tradition]. Moscow : Nauka, pр. 94–139 (in Russian).

Dobrovol’skiy, Boris M. & Korguzalov, Vsevolod V. (1966). “O napevakh istoricheskikh pesen XVII veka” [“About tunes of historical songs of the 17th century”]. In Istoricheskie pesni XVII veka [Historical songs of the 17th century], edited by Ol’ga B. Alekseeva, Boris M. Dobrovol’skii. Moscow ; Leningrad : Nauka, рр. 23–25 (in Russian).

Dorokhova, Ekaterina A. (2008). Etnokul’turnye ‘ostrova’: puti muzykal’noi evolyutsii [Ethnocultural ‘islands’: ways of musical evolution]: Extended abstract of Cand. Sci. (Arts) dissertation: 17.00.02], Moscow state institute of Art Studies, responsible organization. Moscow : [s. l.], 26 p. (in Russian).

Efimenkova, Borislava B. (2001). Ritm v proizvedeniyakh russkogo vokal’nogo fol’klora [Rhythm in works of Russian vocal folklore]. Moscow : Compositor, 256 p. (in Russian).

Epifanov, Petr P. (1979). “Rekrutchina” [“Recruitment”]. In Sovetskaja voennaja jenciklopedija [Soviet military encyclopedia]: in 8 vol. Vol. 7. Moscow : Voenizdat, pp. 103–104 (in Russian).

Ivanova, Maria N. (2017). “Varianty liricheskoi pesni ‘Son molodtsa’ v fol’klornykh traditsiyakh Smolenskoi i Tverskoi oblastei: zhanrovo-stilevaya spetsifika” [“Variants of the lyrical song ‘Lad’s dream’ in folklore traditions of Smolensk and Tver’ regions: genre and style features”]. In Traditional culture, 2017, no. 4 (68), рp. 18–29 (in Russian).

Ivanova, Maria N. (2019). “Muzykal’no-stilevye osobennosti variantov liricheskoi pesni ‘Son molodtsa’ ” [“Music style features of the variants Young Fellow’s Dream lyrical song”]. In Music. Art, research, practice, 2019, no. 2 (26), pp. 55–64 (in Russian).

Kireevsky, Pyotr V. (1929). Pesni, sobrannye P. V. Kireevskim. Novaya seriya [Songs collected by Pyotr V. Kireevsky. New series]. Moscow : Nauka i Prosveshchenie: Issue 2, part 2. 389 pp. (in Russian).

Kolpakova, Natalia P., Sokolov, Flavii V. & Dobrovol’skiy, Boris M. (1963). Pesni Pechory [Songs of Pechora], edited by Natalia P. Kolpakova, Flavii V. Sokolov, Boris M. Dobrovol’skiy. Moscow ; Leningrad : Nauka, 460 р. (in Russian).

Kvitka, Kliment V. (1973). “Vstupitel’nye zamechaniya k muzykal’no-etnograficheskim issledovaniyam” [“Introductory Remarks to Musical and Ethnographic Studies”]. In Kliment V. Kvitka, Izbrannye trudy [Selected Works]. Moscow : Sovetskiy compositor, vol. 2, pp. 3–29 (in Russian).

Putilov, Boris N. (1960). Russkii istoriko-pesennyi fol’klor XIII–XVI vekov [Russian historical song folklore of XIII–XVI centuries]. Moscow ; Leningrad : Sovetskiy compositor, 300 p. (in Russian).

Rudneva, Anna V. (1990). “Ob evolyutsii stilya v narodnom tvorchestve” [“About evolution of style in folk creativity”]. In Anna V. Rudneva, Russkoe narodnoe muzykal’noe tvorchestvo. Ocherki po teorii fol’klora [Russian folk musical creativity. Essays on folklore theory], edited by Natalia N. Gilyarova, Larisa F. Kostyukovets. Moscow : Sovetskiy compositor, pp. 158–164 (in Russian).

For citation: Ivanova, Maria N. “Versions of the Lyrical Song ‘Lad’s Dream’ in the Folklore Traditions of Russia: Historical and Typological Assessment.” In Оpera musicologica, vol. 12, no. 2 (2020), pp. 42–62 (in Russian). DOI: 10.26156/OM.2020.12.2.003.