OPERA MUSICOLOGICA. 2019. № 4 [42]

Содержание

СТАТЬИ

  •  Петрова Галина  Императорский оркестр в первой трети ХIХ века: Реформа Кавоса

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.001

В статье на основе архивных документов, впервые введенных в научный обиход, реконструируется история Императорского оркестра в Санкт-Петербурге первой трети ХIХ века. Показано, что в данный период, в отличие от модели Придворного оркестра, существовавшей в эпоху Екатерины Великой, институт оркестра опирался на несколько подразделений. Структура оркестра все более зависела от жизни оперных трупп. Яркой иллюстрацией является история оркестра итальянской труппы созыва 1828 года и реформа оркестра, проведенная Дирекцией Императорских театров в 1831 году параллельно увольнению труппы. Реформа осуществлена директором оркестров К. Кавосом, более известным в качестве композитора, инспектора Театральной школы, капельмейстера Русской оперы. Проясняется значение некоторых важных понятий, связанных с институтом оркестра рассматриваемого периода.

 Ключевые слова: оркестр, Катерино Кавос, итальянская труппа, опера, музыкант, театральная дирекция, директор музыки, документ, штаты, реформа.

  • Скорбященская Ольга Гензельт, Балакирев и Стасов. Отцы и дети

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.002

Темой статьи является творческий диалог представителей двух поколений российской фортепианной школы XIX века: Адольфа Львовича Гензельта и Милия Алексеевича Балакирева, символизирующих роли «отцов» и «детей» русского пианизма 1840-х и 1860-х годов. Рассматривается также роль В. В. Стасова, ставшего инициатором их знакомства и дальнейшего сотрудничества. Документальной основой для статьи послужили письма Гензельта к Стасову и Балакиреву, письма Балакирева к Стасову, хранящиеся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки и в Научно-исследовательском отделе рукописей Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, а также материалы периодики 1860–1880-х годов.

Ключевые слова: М. А. Балакирев, В. В. Стасов, А. Л. Гензельт, русская фортепианная школа второй половины XIX века.

  • Филимонов Константин  Хронология Музыкальных курсов Е. П. Рапгофа (к истории Санкт- Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского- Корсакова)

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.003

В статье изложены основные этапы становления Музыкальных курсов Е. П. Рапгофа, одного из крупнейших частных музыкальных учебных заведений дореволюционной России. Выявляются особенности возникновения, уточняется дата начала деятельности Курсов. Определяется значимость их курсового статуса, а также мера успешности. Освещаются некоторые аспекты профессионального функционирования учреждения, обеспечившего организационную и методическую базу для возникновения Санкт-Петербургского музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова.

Ключевые слова: Евгений Рапгоф, Ипполит Рапгоф, «курсовая система» в музыкальном образовании, Музыкальные курсы Е. П. Рапгофа, Санкт-Петербургское музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова.

  • Козак Мария Новый диатонический модальный  принцип относительной музыки  Монфреда: истоки и этапы  формирования 

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.004

Авенир Генрихович Монфред (1903–  1974) — композитор, пианист, органист,  теоретик. В силу эмиграции из России во  Францию и США, он стал носителем нескольких музыкально-теоретических традиций. В статье уделяется внимание страницам творческой биографии Монфреда,  определившим истоки изобретенного им  нового диатонического модального принципа относительной музыки (НДМ принципа). В частности, речь идет об обучении Монфреда в Петрограде и Париже под  руководством А. К. Глазунова и В. д’Энди.  Первое теоретическое осмысление НДМ  принципа в виде статьи относится к 1951  году, в дальнейших работах Монфреда его  концепция менялась. Цель настоящей публикации  — проследить этапы формирования НДМ принципа, соотнести их теоретической итог с композиторской практикой  Монфреда. 

Ключевые слова: А. Г. Монфред, новый диатонический  модальный принцип относительной музыки (НДМ принцип), А. К. Глазунов, В. д’Энди, И. С. Яссер, издательство  EMCA, теория относительности.

  • Абдуллина Галина  К вопросу эволюции жанров: пассакалия в творчестве российских композиторов второй половины XX века

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.005

К вопросу эволюции жанров: пассакалия в творчестве российских композиторов второй половины XX века

В статье рассматриваются инструментальные сочинения отечественных композиторов второй половины XХ — начала XXI века, написанные в жанрах пассакалии и чаконы. Эволюция музыкального языка отражается на их образно-эмоциональном содержании, музыкальном материале и формообразовании, что проявляется в новом типе тематизма, способах его развития и в соединении классических структур с элементами современного композиторского мышления. Традиционные жанры, в которых форма в большой степени становится зависимой от драматургии и техник письма, претерпевают существенные изменения.

Ключевые слова: пассакалия, чакона, эволюция, традиции, мультиплицирование.

  • Григорьева Ирина Баян в творчестве современных петербургских композиторов

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.006

Статья посвящена обзору баянного творчества современных петербургских композиторов А. Радвиловича, М. Крутика, С. Левковской, И. Остромогильского, Е. Петрова, Г. Банщикова, В. Раннева, Б. Филановского, С. Хисматова. Автор рассматривает тематику и художественные образы баянных композиций. С позиций приближения к свойствам инструментального театра исследуется метод взаимодействия инструментов в ансамблевых сочинениях с баяном. Описываются исполнительские приемы, используемые современными композиторами в пьесах для баяна.

 Ключевые слова: современные петербургские композиторы, М. С. Крутик, С. С. Левковская, И. В. Остромогильский, Е. В. Петров, А. Ю. Радвилович, Г. И. Банщиков, В. В. Раннев, Б. Д. Филановский, С. М. Хисматов, баянная музыка XXI века, инструментальный театр, обращение к слову, кластеры.

  • Дамир Уразымбетов Минтай Тлеубаев в Ленинградской консерватории (1968–1975)

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.007

Минтай Женельевич Тлеубаев (1947– 2009) — выдающийся деятель хореографического искусства Казахстана. Он учился балетмейстерскому искусству в Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова у больших мастеров, которые оказали значительное влияние на становление личности молодого хореографа. В настоящей работе впервые приводятся архивные документы о годах учебы и работы М. Тлеубаева в Ленинградской консерватории. В статье собраны и проанализированы редкие материалы о спектакле «Болеро» М. Равеля, поставленном М. Тлеубаевым в Оперной студии Ленинградской консерватории.

Ключевые слова: Минтай Тлеубаев, Ленинградская консерватория, Георгий Алексидзе, «Болеро» М. Равеля, Оперная студия Ленинградской консерватории, балетмейстер, казахский балет

ДОКУМЕНТЫ

  • Логунова Анастасия  Автографы Дж. Россини в Российском государственном историческом архиве

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.008

В статье представлены автографы Дж. Россини из фондов Российского государственного исторического архива. Публикуемые документы, охватывающие период с 1834 по 1858 годы, не только открывают новые сюжеты в истории русских контактов Россини, но содержат малоизученные факты, касающиеся биографии композитора и его связей с деятелями итальянской культуры.

Ключевые слова: Джоакино Россини, Иван Матвеевич Толстой, Федерико Пескантини, Амалия Феррарис, Карл Осипович (Шарль-Андре) Поццо ди Борго.

РЕЦЕНЗИИ

  • Ковнацкая Людмила Прожить Шостаковича заново

DOI: 10.26156/OM.2019.42.04.009

В публикуемой рецензии книга-монография Л. О. Акопяна (Акопян Л. О. Феномен Дмитрия Шостаковича. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2018) рассматривается как блестящий образец феноменологического исследования, которое в сочетании с собственно музыковедческими аналитическими методами позволяет читателю вновь пережить жизнь и музыку гениального композитора от его самых первых до самых последних сочинений в социо-культурных контекстах меняющегося мира.

Ключевые слова: Д. Д. Шостакович, Л. О. Акопян, феноменология, аналитические системы, «петербургский текст».

Сведения об авторах

Информация для авторов

Скачать pdf  .