Концертные народные инструменты/Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты

Вступительные испытания:

  1. Творческое испытание  (очно).
  2. Cобеседование (очно).
  3. Профессиональное испытание  (очно).

 

1. Исполнение сольной программы: струнные щипковые инструменты

БАЛАЛАЙКА

  1. Произведение крупной формы (концерт: одна часть в форме сонатного аллегро или 2 и 3-я части концерта; соната: не менее 2-х частей; сюита: не менее 3-х частей; классические вариации, концертная фантазия).
  2. Произведение композитора-классика в переложении.
  3. Обработка народной мелодии или романса.

В программе должно быть представлено произведение виртуозного характера и кантилена.

ДОМРА

  1. Произведение крупной формы (концерт: одна часть в форме сонатного аллегро или 2 и 3-я части концерта; соната: не менее 2-х частей; сюита: не менее 3-х частей; классические вариации, концертная фантазия).
  2. Произведение композитора- классика в переложении.
  3. Обработка народной мелодии или романса.

В программе должно быть представлено произведение виртуозного характера и кантилена.

ГУСЛИ

  1. Произведение крупной формы. Например: В. Городовская. Русский концерт; В. Биберган. Концерт для гуслей (части I и II - или III).
  2. Обработка народной мелодии. Например: в обработке А. Шалова - русская народная песня "На горе-то калина".
  3. Переложения композиторов-классиков (Ж.-Ф. Рамо, Фр. Куперен, А. Вивальди и др.)

В программе должно быть представлено произведение виртуозного характера и кантилена.

ГИТАРА

  1. Полифоническое произведение.
  2. Произведение крупной формы (концерт, соната, сюита не менее 3-х частей, классические вариации).
  3. Виртуозное произведение или этюд.

Поступающий должен уметь играть гаммы (одноголосные, терции, сексты, октавы).

БАЯН, АККОРДЕОН

  1. Полифоническое произведение. Например: И.-С. Бах. Прелюдия и фуга (ХТК I, II), органная фантазия и фуга ля минор, органная токката и фуга ре минор; Д. Шостакович. Прелюдия и фуга (24 прелюдии и фуги).
  2. Произведение крупной формы (соната, сюита). Например: Ф. Анжелис. Тупик; В. Золотарев. Партита; А. Кусяков. Осенние пейзажи; В. Семёнов. Соната №1; Г. Банщиков. Соната №3.
  3. Пьеса по выбору поступающего (оригинальная или переложение). Например: С. Рахманинов. Баркарола; П. Макконен. Диско-токката; М. Мошковский. Испанское каприччио; В. Власов. Праздник на Молдаванке.

2. Коллоквиум: струнные щипковые инструменты

Собеседование выявляет культурный уровень поступающего; его эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по вопросам истории, теории и методики преподавания по своей специальности.

3. Музыкально-теоретическая подготовка: струнные щипковые инструменты

Сольфеджио (письменно и устно)

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, хроматизмами и модуляцией. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
    в) мелодические интервалы в виде «цепочки» звуков;
    г) гармонические интервалы (простые и составные – в пределах двух октав);
    д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
    ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
    з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды.
  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 71–140.

Гармония (письменно и устно)

  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - однотональные гармонические последовательности (по заданной «цифровке»);
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 10, ч. II; Соната для ф-но № 12, ч. I; М. Глинка. «В крови горит огонь желанья».
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.

БАЯН, АККОРДЕОН

1. Исполнение сольной программы: баян, аккордеон

  1. Полифоническое произведение. Например: И.-С. Бах. Прелюдия и фуга (ХТК I, II), органная фантазия и фуга ля минор, органная токката и фуга ре минор; Д. Шостакович. Прелюдия и фуга (24 прелюдии и фуги).
  2. Произведение крупной формы (соната, сюита). Например: Ф. Анжелис. Тупик; В. Золотарев. Партита; А. Кусяков. Осенние пейзажи; В. Семёнов. Соната №1; Г. Банщиков. Соната №3.
  3. Пьеса по выбору поступающего (оригинальная или переложение). Например: С. Рахманинов. Баркарола; П. Макконен. Диско-токката; М. Мошковский. Испанское каприччио; В. Власов. Праздник на Молдаванке.

2. Коллоквиум: баян, аккордеон

Собеседование выявляет культурный уровень поступающего; его эрудицию в области музыкального искусства, знание литературы по вопросам истории, теории и методики преподавания по своей специальности.

3. Музыкально-теоретическая подготовка: баян, аккордеон

Сольфеджио (письменно и устно)

  1. Записать двухголосный диктант гармонического склада с мелодизированным нижним голосом, хроматизмами и модуляцией. Диктант исполняется 8 раз.
  2. Определить на слух:
    а) вид лада по звукоряду и в мелодическом фрагменте;
    б) ступени лада (диатонические и альтерированные);
    в) мелодические интервалы в виде «цепочки» звуков;
    г) гармонические интервалы (простые и составные – в пределах двух октав);
    д) аккорды в элементарном и четырехголосном изложении по структуре (звучанию): мажорные и минорные трезвучия с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия, малый мажорный, малый минорный, полууменьшенный (малый уменьшенный) септаккорды с обращениями, нонаккорды, уменьшенный септаккорд, аккорд целотоновой симметричной структуры – увеличенный терцквартаккорд;
    е) аккорды в тональности (по разрешению): малый мажорный септ– и секундаккорды (в качестве D, альтерированых аккордов субдоминантовой и доминантовой групп), уменьшенный септаккорд с обращениями (в качестве вводного и альтерированной субдоминанты);
    ж) гармоническую последовательность, включающую указанные аккорды, с функциональными модуляциями в тональности 1-й степени родства;
    з) гармонию во фрагменте музыкального произведения; назвать тональный план, аккорды.
  3. Спеть:
    а) «цепочку» звуков, образующих мелодические интервалы и аккорды в восходящем и нисходящем движении;
    б) небольшой мелодический фрагмент из музыки ХХ века, запомнив его после двух прослушиваний (образец может включать вариантные ступени, сдвиг и т.д.);
    в) одноголосную мелодию с листа. Примерная трудность: А. Островский, С. Соловьев, В. Шокин. Сольфеджио. Вып. 2. №№ 71–140.

Гармония (письменно и устно)

  1. Письменно гармонизовать мелодию без неаккордовых звуков (8–10 тактов), включающую модуляции в тональности 1-й степени родства. Срок выполнения – 2 часа (120 минут).
  2. Играть на фортепиано в четырехголосном изложении:
    - однотональные гармонические последовательности (по заданной «цифровке»);
    - функциональные модуляции в тональности 1-й степени родства (в форме 4-х и 8-ми тактовых построений);
    - секвенции тональные и модулирующие.
  3. Проанализировать с листа произведение малой формы или структурно законченный фрагмент произведения крупной формы. Например: Л. ван Бетховен. Соната для ф-но № 10, ч. II; Соната для ф-но № 12, ч. I; М. Глинка. «В крови горит огонь желанья».
  4. Ответить на теоретические вопросы по курсу гармонии.